С началом Великой Отечественной войны железная дорога стала основной артерией, по которой на фронт бесперебойно доставлялись военные грузы, техника, продовольствие, воинские части, а вглубь страны из прифронтовой полосы эвакуировались предприятия, сельскохозяйственное оборудование, вывозили раненых. Свой вклад в приближение Победы над захватчиком внесли и железнодорожники Бурятии.
Только за пять первых месяцев войны в глубокий тыл было эвакуировано более полутора тысяч предприятий разного предназначения. На всех железнодорожных станциях в Сибири создавались специальные площадки для разгрузки и хранения оборудования. Такая база была создана и в Улан-Удэ. На железнодорожников ВСЖД легла большая ответственность за ритмичную работу подвижного состава
Владимир Жаров, корреспондент:
- После того, как из репродукторов разнеслось известие о начале войны с гитлеровской Германией, на всех крупных станциях Восточно- сибирской железной дороги прошли митинги. С трибуны рабочего собрания в Улан-Удэнском депо, 22 июня 1941 года бригадиром заготовительного цеха Пахалиным было заявлено « Наша бригада считает себя мобилизованной на трудовом фронте!» И на следующий день, во всех сменах депо, с общего одобрения, железнодорожники дали клятву – Свято выполнять долг перед Отечеством!
Вера Серкиза, хранитель комнаты боевой и трудовой Славы станции Улан-Удэ:
- Во время войны были требования строгие, особенно выполнения тех задани и машин, которые уходили на фронт. Все понимали, что нам здесь попроще, а там – очень сложно, трудно, ответственность – если он приедет и вдруг некому дальше ехать со станции Дивизионная, он садился и ехал прямо на фронт, обратно разворачивались. Очень хорошо помогали дети. Родители папа, мама находились здесь, дети приносили кушать, вместо братьев и сестер вставали у станка.
Владимир Жаров, корреспондент:- С началом войны, работники железной дороги станции Улан-Удэ встали в строй защитников Отечества. Уходили добровольцами. Всего же, в ряды РККА из Бурят-Монгольской АССР было призвано более 120 тысяч человек, из них 402 работники паровозного депо, 86 из них погибли на полях сражений, их имена навечно занесены в Книгу Памяти.
На место убывших на фронт работников депо вставали жены, сестры.
Вера Серкиза, хранитель комнаты боевой и трудовой Славы станции Улан-Удэ:
- Уже в 43-м году женщины тоже стали обучаться на помощников машинистов. Было 19 человек группа, и одна рассказывала: ждали когда я, молоденькая, маленькая девочка, с косичками, приду помощником машиниста. Но мужчины надо сказать, грубоватый народ, когда я зашла, они говорят, ну что , когда обратно пойдешь, она говорит- «Когда закончиться война».
Вторая мировая война окончательно завершилась только 2 сентября 1945 года на Востоке, разгромом Квантунской Армии. Но и после Победы железнодорожники Бурят-Монгольской АССР, работники депо трудились по военному времени, обеспечивая бесперебойную перевозку грузов, военной техники и самих воинов-победителей к месту новой службы.