У Байкальской нерпы начался особый период

Понаблюдать за детёнышами вместе с сотрудниками Байкальского заповедника в рейд отправилась съемочная группа ГТРК "Бурятия"

visibility 180

Байкал существо живое. Слышно, как дышит подо льдом. Глухие удары говорят о том, что где-то совсем рядом появилась очередная трещина. Передвигаться по льду опасно, можно не заметить и отдушины - продыхи, которые делает нерпа. Они, в отличие от родовой майны, занесены снегом.

Николай Волоченков, старший научный сотрудник ФГБУ "Байкальский государственный заповедник":

- Это не прорубь, это родовая майна. Вот только что туда нырнул детеныш нерпы. И здесь много продушин, где он может немножко подняться и подышать. Поэтому он нас сейчас прекрасно слышит и когда мы уйдем, он опять сюда вылезет.

- Малыш, выбирайся, мы уходим!

- Не будем тебя мучить.

Потребовалось немало времени, чтобы малыш успокоился и вновь вылез на поверхность. Этот нерпёнок уже перелинял, набрал вес, обзавелся жирком и купание ему не страшно.

Олег Кириллов, заместитель директора ФГБУ "Байкальский государственный заповедник" по развитию:

- Самое главное, чтобы нас нерпа не видела.

- Но она же нас может учуять?

- Нет, она нас не учует. Мы подходим с подветренной стороны, во-первых. А во-вторых, она нас не видит. Белый лист этот полностью скрывает, и она нас не видит на льду. Она видит только точку черную. Если бы мы были в черных одеждах, она бы нас увидела и нырнула сразу.

С помощь вот такого нехитрого приспособления - санок с белым парусом, - когда-то охотились на нерп, ну а мы попробуем подобраться поближе, чтобы снять крупные планы. Не удалось. Тюлень опять ушел под воду, где у него нет врагов, зато есть отличная кормовая база. Питается нерпа, в основном, голомянкой. Омуль в ее рационе - деликатес.

Николай Волоченков, старший научный сотрудник ФГБУ "Байкальский государственный заповедник":

- Нерпа свободно плавающего омуля поймать не может в воде, она, единственно, где может его поймать — это в рыболовных сетях. Сейчас научилась снимать с рыболовного крючка, с удочки. Это случайная добыча для нерпы.

В конце апреля, еще на льду, у нерпы начнется гон, закладывается фундамент нерпичьей популяции. Обычно в Байкале 60-80 тысяч нерп, сегодня - больше 120. Последние 5 лет чиновники ратуют за искусственное регулирование численности эндемика. Но ученые против.

Николай Волоченков, старший научный сотрудник ФГБУ "Байкальский государственный заповедник":

- Сейчас достаточно высокая численность. Даже перебор. Истреблять не надо. Потому что природа сама регулирует.

Миллионы лет байкальский тюлень жил без вмешательства человека, возможно, не стоит ему мешать это делать и сейчас. Чтобы не только сегодняшние туристы, но их внуки могли наблюдать байкальское чудо в его естественной среде обитания.

Автор: Татьяна Мигоцкая

Оператор: Николай Манжуев

Все свежие новости

Яндекс.Метрика