В селе Тунка недостроенный объект может превратить приток реки Иркута в болото. Возведенная временно обьездная дорога через реку Тунку стала препятствием для горной реки, в нее перестала заходить рыба, стали заболачиваться берега, появилась угроза разрушению домов, стоящих рядом с ней.
Начала строительства моста в 2020 году обещало жителям Тунки обретения в скором времени высококачественного перехода через одноименную реку Тунка.
Юрий Воробьев, заместитель руководителя «Бурятрегионавтодор»:
- Освоено в 2020 году 25 миллионов рублей, общая стоимость мостового перехода составляет 156 млн рублей, на 21 год предусмотрено финансирование в размере 42 млн рублей и завершение работ в 22 году. Подрядная организация планируя свои силы хотит сдать в 21 году, стараются, видно, что люди работают, работают с пятого января, работают в полную силу боле 35 человек, около 20 единиц техники.
Однако ожидания жителей не оправдались: строители не учли возможные риски.
Игорь Петров и.о. руководителя « Бурятрегионавтодор»:
- В связи с тем, что произошло резкое увеличение стоимости материалов и подрядчик не смог осилить это, и предложил нам расторгнуть контракт по согласию сторон, что и было сделано.
Часть запланированных работ была выполнена, но на этом стройка остановилась: работы заморожены, но обьездная дорога осталась, она то и стала источником тревог жителей села.
Виктор Власенко, житель села Тунка:
- Речку Тунку вот этой дамбой сгубили, третий год нас топит, в подпольях вода и, что характерно – вода приходит зимой, в начале и конце января, эта речка начинает перемерзать, наледь давит и затапливает, третий год негде хранить картошку.
Жители говорят, из-за рукотворной дамбы началось заболачивание прибрежной полосы. Столбы, несущие электропровода накренились, стала меняться растительность, перестала в речку заходить рыба и это в национальном парке.
Любовь Добрынина, жительница села Тунка:
- Мы водой не пользуемся теперь, а раньше она нас поила, кормила, а теперь мы не берем здесь воду, а что с дорогой сделали, самое главное, душа у меня болит за речку, столько народу было, дети летом купались, а теперь не видно, всю реку загадили.
И куда только не обращались жителя села, но “воз и ныне там”: насыпь разрушается, а стройка стоит.
Игорь Петров и.о. руководителя « Бурятрегионавтодор»:
- На данный момент проект откорректирован и находиться на экспертизе в Красноярском филиале АО “Госэкспертиза”. Как только получим положительное заключение этой экспертизы, мы будем обьявлять торги и торги на проведение строительно-монтажных работ.
Обещание БурятРегионавтодора начать работы уже в 2023 году обнадеживают людей, жителей села Тунка. Тем временем природа национального парка продолжает страдать от губительного влияния дамбы.