Журналист ГТРК "Бурятия" отправился в экспедицию по старому Комаринскому тракту от Байкала до Кяхты

Буринский договор, подписанный основателем Троицкосавска Саввой Рагузинским, стал началом поиска и обустройства дорог через хребет Хамар-Дабан для сообщения и торговли со странами Востока и отдаленными регионами Российской империи

visibility 1319

Начиная с 1727 года, года появления Кяхты русские инженеры, казаки, служивые люди вели поиск безопасных дорог через горно-таежный хребет. По одной из таких прошла экспедиция программы Вести, это старый Комаринский тракт, который шел от Байкала до Кяхты.

Владимир Жаров, корреспондент ГТРК «Бурятия»

- Экспедиция по забытым дорогам Хамар Дабана, по которым когда-то проходил Чайный путь, началась в городе Слюдянка. С момента подписания Буринского договора Саввой Лукичем Вячеславовичем Баргузинским начался поиск безопасных путей через дорожный хребет Хамар Дабана. И такой путь был найден. И с момента подписания Российским правительством в июле 1795 года началось его обустройство. Он проходил от села Култук через Камаринский хребет, который у меня слева, под пиком Черского, который раньше назывался пик Комар, проходил в сторону Чертовых ворот, через реку Снежную, через Закаменский, Джидинский районы и завершался в городе Кяхте.

- Это был самый сложный участок Комаринского или Хамар Дабанского тракта до города Кяхты. Только на этом участке, от перевала, который потом назовут Чертов перевал, до реки Спусковой Утулика, было обустроено 27 зигзагов. На обустройство ушло более тысячи вековых деревьев. Как потом отмечали путешественники, которые проходили по этому пути, о сложности, о гениальности русских инженеров, которые строили -ну, фамилия одного нам известна — это инженер Комков - полюбоваться на эти его работы приезжали дамы из города Иркутска.

- Сейчас уже имена тех, кто строил эту дорогу, неизвестны, но память о них сохранилась до сих пор. Прошло уже более двухсот лет, но этой дорогой пользуются и туристы, путешественники, и геологи, альпинисты, охотники, рыболовы. С благодарностью вспоминая тех первых строителях. До сих пор на болотистых участках сохранились гати -останки тех деревьев, которые были уложены более двухсот лет назад для безопасного прохождения телег, тарантасов с чаем. Люди не вечны. Чай вечен.

Автор: Владимир Жаров

Все свежие новости

Яндекс.Метрика