В ходе экскурсии школьники получили знания о врачебной науке Древнего Египта, Греции, Китая, народной медицине бурят; познакомились с научными открытиями «отца медицины» Гиппократа. Узнали они и о том, что секундная стрелка на часах появилась для измерения пульса и что умение ставить диагноз по пульсу считается вершиной врачебного искусства. Любой медик знает, что показание пульса на правой и левой руке отличаются. Кроме этого, есть своя процедура считывания пульса для представителей разного пола. Некоторые заболевания сердца, например, приводят к тому, что у человека могут пульсировать зрачки глаз. При повышении давления нередко пульсирует весь живот. Китайцы научились определять в зависимости от показаний пульса о вероятных заболеваниях и даже о том, какого пола ребенок с большей вероятностью может родиться в семейной паре.
Также учащиеся освежили свои знания анатомии и физиологии, послушали биение сердца с помощью свернутых листов бумаги, деревянного стетоскопа и фонендоскопа. В ходе этого опыта они узнали, что каждый удар сердца состоит из двух тонов: «тууум-дум». Первый – низкий и длинный, возникает во время сокращения сердца. Второй высокий и короткий, возникает во время расслабления мышц сердца от закрытия клапанов. А вот если между этими ударами слышно что-то еще, то это врачи называют «шумы в сердце» и прописывают лечение.
Экскурсия продолжилась рассказом об асептике и антисептике. Школьники узнали, что наши предки в качестве перевязочного материала использовали и капустные листы, и медь, и сало, и свежеснятую шкуру животного, и паутину. В общем, все, что было под рукой. Причем, самым хорошим заживляющим средством считалась кровь летучих мышей. Эксперименты на пациентах прекратились только с появлением бинтов из марли.
Непременный атрибут врачебной профессии – белый халат. У экскурсовода нашлась интересная информация и о нем. Этому предмету форменной одежды – чуть больше 100 лет. Впервые в мире для врачей и среднего медицинского персонала белый докторский халат предложил Карл Андреевич Раухфус – врач-педиатр. А до этого, к примеру, римские врачи во время эпидемий для посещения больных облекались в длинные платья особого покроя. Лица их были закрыты, чтобы они не вдыхали заразы. На нос был надет длинный клюв. Он был наполнен благовонными веществами. В руках, облаченных в перчатки, врачи держали длинную палку. Этой палкой врачи указывали, чем больной должен пользоваться и что принимать. Так они ограждали себя от заразы и могли оказывать больным помощь, не подвергая свою жизнь опасности. В Средние века одежда врача или аптекаря ничем особо не отличалась от одежды ученого, богослова или простого, но зажиточного горожанина. Непременным атрибутом врачевателя стал обычный сюртук, разве что он был весь забрызган кровью. Это служило доказательством большого опыта и востребованности его владельца.
Доказано, вещественные экспонаты чаще привлекают внимание посетителей музея. Это связано с трехмерностью предметов. Для детей же главное – синхронизировать зрительное восприятие с тактильными ощущениями. Проще говоря, им важно все пощупать. И в музее это не запрещено – почти все экспонаты можно трогать руками, изучать. Так, подробному «досмотру» подверглись шкатулка с инструментами первого стоматолога Бурятии Е.М. Мильштейна, стеклянные шприцы 1950-1980-х годов, хирургический инструментарий, лобный рефлектор Романовского, медицинский камертон, набор скиаскопических линеек, пробная оправа. И, что не менее важно, дети получили от экскурсовода информацию о каждом экспонате.
Своё посещение музея группа учащихся прокомментировала лаконично: «Мы узнали много нового о развитии медицины. Остались в хорошем впечатлении от музея».