"Всё для фронта, всё для Победы": Улан-Удэнский ЛВРЗ выпускал полковые минометы, мины и снаряды

В годы Великой Отечественной войны на ЛВРЗ было успешно реализовано производство 82 миллиметровых батальонных и 120 миллиметровых полковых минометов

visibility 111

В годы войны Улан-Удэнский ЛВРЗ внес значительный вклад в победу над фашистской Германией. Он строил паровозы, ремонтировал поезда, а также открыл производство спецпродукции - полковых минометов, мин и снарядов, которые сразу же отправлялись непосредственно на фронт. Поражение живой силы и огневых средств противника, прокладывание проходов на минных полях. Это относительно простое  орудие на фронте выполняло массу задач. Решение об  их выпуске на ЛВРЗ  комитетом обороны было принято уже на 3-й день войны. В кратчайшие сроки на завод было эвакуировано оборудование из других регионов, на основе которого создали несколько новых цехов. Освоить производство минометов приехали инженеры оборонных предприятий.

Марина Кох, работник музея Улан-Удэнского ЛВРЗ: 

- Изначально не получалось, была некачественная продукция, были даже судебные разбирательства, в сроки не укладывались и людей судили за это, получали сроки определенные, но правда конструктора получили отсрочку.

Но несмотря на сложности, на ЛВРЗ было успешно реализовано производство 82 миллиметровых батальонных и 120 миллиметровых полковых минометов. После боевых испытаний, проводившихся в Бурятии, их сразу отправляли на фронт. В годы войны за станками работало много женщин и подростков, среди которых были и 14-летние дети. 

Вера Ельченко, председатель совета ветеранов Улан-Удэнского ЛВРЗ:

- Принимали на завод как мне рассказывали с 16 лет, но были моменты когда люди себе прибавляли возраст, потому что если отец ушел на фронт, масть оставалась, 5-6 детей, но как бы карточная система, купить было что-то сложно, поэтому шли прибавляя себе возраст.

С переходом на "военные рельсы" завод также выпускал корпусы для мин и снарядов, переоборудовал обычные вагоны  в санитарные и авиаремонтные. Не забывали и об основном производстве - строительстве паровозов и ремонте поездов. Эта уникальная история бережно хранится в музее предприятия.  

 

Автор: Евгений Жамцуев

Оператор:  Алексей Жилин

Все свежие новости

Яндекс.Метрика