Буддийская танка, по сути своей, уникальное художественное произведение. Её рисуют по строго устоявшимся канонам, причем только посвященные. Данзан Дондоков - лама - иконописец. С восьми лет обучался в Тамчинском дацане, защитил степень гэбши, стал гэлонгом - высшая степень монашеского посвящения. После революции был сослан в Красноярский край, но выжил и вернувшись на родину продолжил работать над буддийскими полотнами. На выставке в музее имени Хангалова картины, написанные в разные годы жизни мастера.
Татьяна Мигоцкая, корреспондент:
- В экспозиции самая первая работа Данзана Дондокова. Она была написана в 20-х годах прошлого столетия и хранилась на алтаре в доме у старшей сестры художника. А после ее смерти была передана уже дочери Данзана Дондокова.
Будда Шакьямуни написан лаконично, еще без любимого "лавранской" школой тибетской живописи, к которой относится Дондоков, сусального золота. Вместо него простая синяя краска. В более поздних работах много позолоты, точная прорисовка деталей.
Светлана Бардалеева, хранитель буддийской коллекции Национального музея Бурятии:
- Тут я заметила очень много таких моментов, которые я не встречала на других танка - изображение четырех видов ваджрапани, обычно внизу какие-то другие хранители.
Именно "Ушнишавиджая", танку с изображением Богини бодхисаттва долгой жизни и передала в дар музею дочь художника.
Любовь Дондокова, искусствовед, мастер буддийской живописи, дочь Данзана Дондокова:
- Я вспомнила как отец говорил о музеях, как он относился к ним, и я вспомнила, что у нас в музее нет ни одной его работы нет, поэтому подумала - надо, чтобы его работа была здесь.
В дальнейшем, Любовь Дондокова планирует передать в музей кальки, с которыми работал отец, прорисовки, документы и фотографии.
Татьяна Бороноева, директор Национального музея Бурятии:
- Нас очень радует, что Любовь Данзановна приняла такое решение - передать в дар одну из лучших работ своего отца работу "Ушнишавиджая", танка, которая написана ее отцом в середине 60-х годов.
Работы Данзана Дондокова экспонировались в Париже на выставке, "Колесо Сансары" хранится в Государственном музее истории религии, полотна мастера украшают Санкт-Петербургский и Иволгинский дацаны, частные собрания. И только в Национальном музее Бурятии до сегодняшнего дня не было ни одной картины мастера. Теперь есть.