Рейтинг регионов стал заключительным элементом масштабного исследования «Кадры для новой экономики», в ходе которого RAEX оценил качество технического образования на всех этапах – от школ и образовательных центров до профильных вузов. Перед тем, как составить рейтинг регионов, RAEX весной 2021 года сформировал специальные рейтинги вузов и школ в естественно-математической и инженерно-технической сфере. Во многом на основании их данных и построен этот проект.
В ходе исследования специалисты собрали и проанализировали огромный массив информации: данные о 60 тыс. выпускниках школ, поступивших в лучшие технические вузы, сведения о результатах нескольких десятков ведущих олимпиад школьников, результаты анкетирования свыше 200 профильных университетов и данные Мониторинга вузов Минобрнауки.
- Линейка образовательных рейтингов RAEX до сих пор ограничивалась рейтингами вузов и школ, теперь же мы вышли на новый уровень, на котором оценивается образовательный потенциал регионов России. В данном случае – в естественно-математической и инженерно-технической сферах, имеющих особенно важное значение для научно-технологического развития страны. Новый рейтинг показывает, в какой степени регионы способны осуществлять качественную подготовку «технарей». Примечательно, в двадцатке лидеров 75% регионов приходятся на Приволжье, Сибирь и Урал, - пояснил генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков.
Оценка образовательного потенциала российских регионов велась по двум областям. Первая сфера – это математические и естественные науки (физика, химия, биология, фундаментальные науки о Земле и др.), вторая – широкий спектр инженерных направлений (энергетика, строительство, авиастроение, робототехника, лёгкая промышленность и др.). На место регионов в рейтинге влияли результаты деятельности вузов, а также школ, готовящих абитуриентов для лучших вузов естественно-математического и инженерно-технического профилей.
Система критериев рейтинга содержит восемь показателей, часть из которых отражает масштаб деятельности и рассчитывается в абсолютных цифрах, а другая часть – в удельном выражении: для оценки эффективности результаты вузов и школ приводятся к численности населения субъекта федерации. Места в итоговом рейтинге распределяются на основании итоговых баллов субъектов РФ, определяемых суммой взвешенных оценок каждого участника по следующим критериям:
· Результаты участия школьников регионов в ведущих профильных олимпиадах школьников;
· Результаты участия школьников регионов в ведущих профильных олимпиадах школьников, в пересчете на численность населения регионов;
· Позиции школ региона в рейтингах школ, готовящих абитуриентов для лучших вузов технического профиля;
· Поступление выпускников школ региона в ведущие вузы естественно-математического и инженерно-технического профиля;
· Поступление выпускников школ региона в ведущие вузы естественно-математического и инженерно-технического профиля, в пересчете на численность населения регионов;
· Позиции университетов региона в рейтингах вузов по естественно-математическому и инженерно-техническому направлениям;
· Численность обучающихся в вузах регионов на профильных направлениях;
· Численность обучающихся в вузах регионов на профильных направлениях, в пересчете на численность населения регионов.
Справочно: Благотворительный фонд Андрея Мельниченко – частный фонд инфраструктурных образовательных проектов в сфере естественных наук. Его миссия состоит в создании среды для развития талантов в российских регионах.