В конце сентября, когда в отдалённые посёлки не летали самолёты, их жители столкнулись с нехваткой товаров первой необходимости. Сейчас авиасообщение восстановлено, еженедельно привозят продукты. Ситуация улучшилась, но цены в торговых точках намного выше, чем в том же районном центре.
Жительница посёлка Уакит:
- Связано это с ценами на грузоперевозки. Один килограмм груза, перевезённого самолётом, стоит больше ста рублей. То есть, получается очень накладно для пассажиров и для предпринимателей. Это всё включается в цену.
Одна из самых болевых проблем всё того же Уакита и других рабочих посёлков - электроснабжение и связь. Сотовой здесь нет, только спутниковый интернет. Зарплаты и пенсии выплачиваются на банковские карты, но банкоматы и терминалы для оплаты - отсутствуют. Чтобы рассчитаться за покупки люди проходят настоящий квест: расплачиваются либо через мобильный банк, либо берут в долг, а после переводят деньги родственникам, которые затем отправляют наличные самолётом. Свет в домах жителей горит по 16 часов в сутки. Обеспечивает энергоснабжение дизельная станция, здание которой находится в плачевном состоянии.
Баир Гармаев - депутат Народного Хурала Бурятии:
- Вы понимаете, что от Багдарина, там 170 км протянуть электросеть на столбах, это невозможно. Экономически если считать, то любое предприятие туда не потянет, это обойдётся в сотни миллионов, если не миллиарды.
Тянуть линии электропередач по болоту не выгодно, также, как и оптоволоконный интернет. Ещё одна из проблем посёлка - дороги, по которым в тёплое время года невозможно проехать. Местные жители с горечью шутят, что зимой, замёрзшие лужи служат им "асфальтом".
Запас дизельного топлива для электростанции доставляют во время северного завоза сразу на год вперед, а вот редкие владельцы собственных машин идут на разные ухищрения, чтобы достать бензин. Ещё в советские времена самолёты в такие посёлки летали каждый день. Сейчас ситуация изменилась. На будущий год в бюджете республики предусмотрена субсидия, благодаря которой внутрирайонные полёты будут выполняться чаще. К тому же, планируют, что с мая будущего года столицу республики с отдалённым муниципальным образованием свяжет прямой авиарейс.
Николай Ковалёв - глава-руководитель Администрации МО "Баунтовский эвенкийский район":
- Есть, конечно, определённые сложности, жаль, что нет бурятской авиакомпании, вот эта авиакомпания базируется в городе Чита, она находится под крылом авиакомпании "СиЛа". Вот эти сложности - перегон борта, сказываются, конечно.... Искренне надеемся, что с 1 мая будет не только Улан-Удэ-Багдарин, но и по району тоже будет авиасообщение на хорошем, достойном уровне.
С 15 ноября откроются зимние дороги. Начнётся северный завоз. Продукты питания, лекарства и товары первой необходимости будут доставлять в отдалённые посёлки чаще. Власти Баунтовского эвенкийского района заверили, что прорабатывают вопрос о бесперебойном электроснабжении с помощью альтернативных источников энергии. Одним из решений проблемы могла бы стать программа переселения людей в другие населённые пункты, по примеру БАМа, но многие жители не готовы и не хотят уезжать из родных мест. Спасти ситуацию может и госпрограмма развития отдаленных рабочих поселков, однако всё упирается в многомиллионное финансирование, которое республиканский бюджет просто не осилит.