Маска мистерии Цам из фондов Национального музея Республики Бурятия

Сегодня в нашей рубрике «Музейный экспонат» мы расскажем о Маске мистерии Цам из фондов Национального музея Республики Бурятия.

visibility 492
Маска мистерии Цам из фондов Национального музея Республики Бурятия

Такую маску использовали во время мистерии Цам (тиб. «ЧАМ» - танец) – так называли особые ритуальные танцы и пантомиму в масках, исполняемые священниками раз в году в крупных буддийских монастырях. Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в каждом монастыре были свои приоритеты: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным.

В мистерии Цам принимали участие специально подготовленные монахи, которые прошли посвящение. Ритуальные костюмы и маски делали из папье-маше или дерева, раскрашивали, покрывали лаком, позолотой, иногда даже инкрустировали драгоценными камнями. Маска могла весить до 30 килограммов. Их изготовление приравнивается к высокому искусству.

Во II половине ХIХ в. этот вида Цама появляется и в Бурятии, называемый здесь Цам докшитов. Главными действующими лицами его были докшиты (бур. сахюусан) – охранители и защитники буддийской веры в их гневном воплощении. Кроме этого, в конце XIX в. стали проводить и другой хурал – Цам Дуйнхор (Калачакра).

Проведение таких обрядов преследовало следующие цели: способ умиротворения и нейтрализации злых духов для наступающего Нового года; подготовка души к тому, что ожидает человека после смерти в период «бардо»; средство, ведущее к Просветлению.

Пышное богослужение Цам-хурал докшитов совершалось один раз в год в начале июля и собирало множество верующих.

В Тамчинском дацане Цам-хурал был введен в 1878 году. В мистерии Цама докшитов этого большого монастыря участвовало 78 персонажей, в других дацанах число участников варьировалось. В исполнении ритуальных танцев четко соблюдались строгие каноны: порядок выхода масок, их число, точность костюмировки и атрибутов, танцевальные движения, заклинания (мантры или тарни).

Эта маска представляет  Жамсарана (тиб. Бегце)— монголо-тибетский бог войны и Сахюусан (тиб. Дхармапала) – Защитник Учения. Известен с середины XVI века, когда он был объявлен главным защитником Далай-ламы монастыря Ташилунпо. По преданию, тантра Жамсарана была принесена Падмасамбхавой, который преподал его садхану одному из своих ближайших 25 учеников по имени Намхай Ньингпо. Эта садхана была скрыта в монастыре Самье, где она и была затем найдена. Поэтому Жамсаран широко почитается не только в школе Гелугпа, но и в Ньингма. Верующие верят, что молитвы к Жамсарану уничтожают врагов, препятствия на Пути и защищают от страха и опасности.

  

Предмет буддийского культа. Маска. Жамсаран (бур.) - Защитник учения

ХIХ в., Бурятия. Папье-маше, краски минеральные, медь, серебро, бумага, коралл, бисер, волос сарлычий; лепка, роспись, позолота, чеканка

Источник: Министерство культуры Республики Бурятия

Все свежие новости

Яндекс.Метрика