Татьяна Мигоцкая:
- 7 ноября 1962 года состоялось знаковое для Бурятии событие. Впервые телезрители республики увидели прямую трансляцию демонстрации, посвящённой 45-й годовщине Великого Октября.
Для участников демонстрации появление телекамер на площади Советов стало полной неожиданностью. Но это нововведение они восприняли на «Ура!». Правда, передать привет или помахать рукой перед камерой решились уже намного позже. Программа шла под грифом «особо важная». К эфиру готовились тщательно, проверяя несколько раз готовность техники, во время эфира корреспонденту подвешивали дополнительный микрофон. Сценарий в обязательном порядке был проверен сотрудниками Главлита – литературно- издательского отдела, так называемая цензура.
Татьяна Мигоцкая:
Надо сказать, что в годы Советской власти тексты всех до единой программ и телевидения, и радио до выхода в эфир должны быть проверены цензурой. На микрофонной папке ставили вот такой штамп, он означал, что ничего крамольного или секретного в эфир не пойдет.
Над программой работали журналисты разных редакций. И это была не только большая ответственность, но и большая честь оказаться в команде профессионалов: Софья Гончикова и Владимир Коренев, Валерий Хацанов и Галина Оленникова, Людмила Горлова и Валерия Николайчук, Марина Урбаева и Виктор Измайлов– именно их голоса в разные годы слышали телезрители 1 мая и 7 ноября с экранов своих телевизоров.
Татьяна Мигоцкая:
Изначально ПТС – передвижная телевизионная станция выдавала черно-белую картинку, но в 1982 году все изменилось – эфир стал цветным. Это произошло также 7 ноября. Улан-Удэнской студии телевидения, как и многим другим телестудиям СССР, была передана ПТС «Магнолия».
«Магнолия» была специально разработана Ленинградским НИИ и произведена на Шауляйском телевизионном заводе к Олимпиаде – 80. Она достойно показала себя, но такого количества передвижных станций, а их около сорока, Москве было не нужно и ПТСки отправились по телецентрам большой страны.
Татьяна Мигоцкая:
Демонстрации, благотворительные марафоны, праздничные концерты, записи спектаклей , - все это происходило с помощью ПТС. Но все в пределах города, за пределы Улан-Удэ птска выезжала очень редко. На моей памяти два эпохальных выезда в Кяхту и Гусиноозерск. Причем в Гусиноозерске на ГРЭС снимали критическую программу и местное начальство было не очень радо приезду республиканского телевидения.
У ПТС тех лет был один существенный недостаток. Они были привязаны к телецентру ограниченным радиусом действия радиоканала. Проще говоря, если с места трансляции не видно телевышку, то прямого эфира не будет, только запись. Сегодня в помощь нам интернет.
Татьяна Мигоцкая:
ПТС «Магнолия» размещалась вот в этом автобусе, он сейчас стоит на парковке в сотых кварталах, списан нашей компанией за ненадобностью и кем-то выкуплен. Понятно, что внутри от телевизионного оборудования ничего не осталось.
Но кроме этого автобуса, где размещалось основное оборудование – режиссерский и звукорежиссерский пульты и инженерный отсек, на выезд отправлялся «вспомогач», куда грузили кабели, свет и видеокамеры. Если это была не прямая трансляция, а например, видеозапись из театра, то в связке шел и «пазик» с видеомагнитофоном.
Татьяна Мигоцкая:
Представляете, насколько громоздким было оборудование тогда и насколько оно компактно сегодня. Вот в этом небольшом микроавтобусе умещается абсолютно все: и пульты, и видеосервер, и камерные каналы, и даже сами видеокамеры. Да и качество картинки тогда и сегодня несравнимы. Цифровой формат дает полное ощущение собственного присутствия и делает тебя уже не зрителем, а соучастником происходящего.