Освоение территории района в начале 20 века начали золотодобытчики, хотя есть свидетельства о том, что первобытный человек жил здесь тысячи лет назад. В заброшенных рабочих посёлках краеведы нашли уникальные экспонаты. Инструменты, которыми пользовались старатели, ручные тележки, фонари, даже предметы одежды рабочих.
Маргарита Романенко - заведующая историко-краеведческим музеем "Родник" при центре дополнительного образования "Созвездие":
- В начале 20-го века золотодобыча велась вплоть до Великой Отечественной войны. Они были эти посёлки. После окончания ВОВ, многие посёлки в силу того, что мужчины не вернулись, они закрылись.
Конечно же, здесь не могли обойти вниманием историю БАМа. В музее представлены документы, фотографии, книги, посвящённые стройке века. Не забыли и одну из трагических страниц в истории освоения севера Бурятии. В авиакатастрофе в августе 1940 года на озере Баранчеевском погибли пилот и изыскатели, которые уже тогда занимались проектированием будущей железной дороги. Сам самолёт подняли со дна водоёма в 1981 году. В Таксимо, в качестве памятника, установлена уменьшенная копия того летательного аппарата. Часть фюзеляжа разбившегося гидросамолёта теперь хранится в музее "Родник". Кстати, одним из инициаторов поднятия оригинала был бывший директор Бурятского телевидения Виктор Измайлов. Он являлся и основателем первого отряда по поиску погибших исследователей Байкала-Амурской магистрали, снял целый цикл программ об освоении Севера республики.
Маргарита Романенко - заведующая историко-краеведческим музеем "Родник":
- Перед Великой Отечественной войной здесь велись изыскания. Где лучше проложить путь.... Здесь у нас в районе должны были закончить строительство БАМа в 1945 году.
Документы, собранные в музее, доказывают, что БАМ должен был начать функционировать значительно раньше. Если бы не война. Север республики, во многом, уникален, и историю его освоения необходимо сохранить для потомков, рассказывая им о подвиге покорителей этого сурового края.