Всего за 2020 год сотрудниками службы направлено в суд 29 заявлений о привлечении коллекторских агентств к административной ответственности, в результате по 26 заявлениям судами было назначено административное наказание в виде штрафа на общую сумму более 1,5 млн рублей.
- В основном обращения касались многократных звонков, поступивших от лиц, взыскивающих долги, а также осуществления взаимодействия с третьими лицами, - отмечают в Управлении ФССП России по Республике Бурятия.
Коллекторы имеют право звонить не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Запрещается также применять по отношению к должнику любое давление – физическое, психологическое, причинять вред здоровью и имуществу граждан.
Кроме того, коллекторские агентства не имеют права публиковать информацию о должнике в социальных сетях, звонить на рабочие номера телефонов и приходить на работу. Также закон запрещает коллекторам общаться с родственниками и коллегами должника, беспокоить по ночам, приходить с визитами чаще одного раза в неделю.
В целях защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности граждане также могут отказаться от общения с кредиторами и назначить представителя. Очень важно, что представителем может быть только адвокат.
Если должник хочет, чтобы все общение (личные встречи, переговоры через СМС и электронную почту) вел представитель, необходимо направить кредитору специальное заявление, причем уже с первого дня возникновения просроченной задолженности.
Если же должник желает полностью отказаться от общения с кредиторской организацией, он может направить соответствующее заявление в коллекторскую организацию, но не ранее, чем через четыре месяца со дня возникновения просрочки денежного обязательства.
Форму заявления вместе с утверждающим ее приказом ФССП России можно найти на ведомственном сайте ФССП России во вкладке «Документы» в разделе «Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ФССП России».
В ведомстве отмечают, не каждое заявление пострадавших граждан может стать основанием для привлечения к ответственности коллекторов. Для этого необходимо представить доказательства нарушений прав граждан со стороны кредитных организаций. Это могут быть сведения об абоненте и номере телефона, с которого осуществляется дозвон, распечатки звонков, а также фото и видео съемка иных нарушений.