Жители поселков Уакит, Варваринский, Усть-Джилинда практически отрезаны от "большой земли". Зимой из этих таежных поселков еще можно выбраться на вездеходах, а летом единственный вариант - самолет. Но в нашей республике нет авиакомпании, которая бы могла взять на себя авиасообщение в этом северном районе.
Ирина Савельева - директор Уакитской СОШ:
- Эта проблема с питанием школы, тем более в этом году в начальных классах выделили огромные деньги, это доставка свежих фруктов и овощей, молочную продукцию в дошкольную группу и наш детсад.
Люди очень обеспокоены сложившейся обстановкой. Без регулярных рейсов нельзя - считают они. И дело даже не в продуктах для учащихся школ и воспитанников детских садов. Нужны продукты питания и для взрослых, необходимы медикаменты. Не говоря уже о срочном вызове санитарного рейса.
Ольга Кастрюлина - заведующая магазином:
- Самолет прилетает, люди стоят с 8 часов утра занимают очереди, примерно одного борта хватает на один раз, люди сразу все разбирают.
А в это время в отношении районных чиновников возбуждено уголовное дело. Их обвиняют в необоснованном расходовании бюджетных средств. Основанием стали материалы проверки Счётной палаты Бурятии, согласно которым с 2017-го по 2019 годы в отдаленные поселки были организованы "нулевые" рейсы.
Николай Ковалёв - глава Администрации МО "Баунтовский эвенкийский район":
- Я считаю, что в этот вопрос просто не вникли до глубины, нет такого понятия, пустой рейс, пустой самолет, каждый самолет он для нас очень значим, мы стараемся его загрузить, этот вопрос надо его отсмотреть со всей стороны, а потом уже принимать какие-то решения.
По словам главы района Николая Ковалёва, субсидирование проводилось по количеству рейсов. И если не было пассажиров, то самолёты загружали скоропортящимися продуктами и медикаментами, поэтому в рейсы борт шел с полной загрузкой по массе.
Александр Очиров - председатель Совета депутатов МО "Баунтовский эвенкийский район":
- А отчеты в министерство строительства давали, как и есть, счетная палата на основании только формальных документаций считает, что не должны возить груза, а только пассажиров.
Вся беда, считают представители районной власти, в несовершенстве законодательства, регулирующего процесс предоставления денежной компенсации на эти цели. На 15-ой сессии Народного Хурала проблемный вопрос был озвучен депутатом от Баунтовского района Баиром Гармаевым.
Баир Гармаев - депутат Народного Хурала Бурятии:
- Прошу Правительство Республики Бурятия в целях исключения, нулевых, рейсов, минимизации неэффективного расходования бюджетных средств и исключения повторения случаев уголовного преследования должностных лиц органов МСУ разработать порядок предоставления единой субсидии.
Баир Цыренов - руководитель Администрации Главы и Правительства Бурятии:
- Глава республики Алексей Самбуевич Цыденов и Правительство и Администрация в курсе ситуации, тема такая, что надо, с одной стороны, обеспечить перевозки населения в таких отдаленных местностях, люди не виноваты. Мы надеемся, следственные органы внимательно разберутся с учетом ситуации.
Сейчас идет речь о Дальневосточной компании, которая, возможно, заберет под свое крыло и местную авиалинию. Рейсы, наверняка, останутся субсидированными, но как будут считать выделенные средства: по количеству пассажиров или по загрузке борта, вопрос остается открытым. А вместе с ним жизнеобеспечение людей в этих баунтовских поселках.