На родине трех глав буддистов России капитально отремонтирован дом культуры

На реконструкцию ДК в с.Ташир Селенгинского района выделена самая большая сумма по республике – 13 миллионов рублей.

visibility 912
На родине трех глав буддистов России капитально отремонтирован дом культуры

Здание ДК в селе Ташир – свидетельство того как в советские годы колхоз-миллионер пришел к строительству большого клуба. Поэтому по нацпроекту «Культура» на капитальный ремонт большого дома культуры в Ташире выделена самая большая сумма по республике – 13 миллионов рублей.

Ташир, благодаря находящемуся в нем Иройскому дацану, давно стало административным и культурным центром благодатной Иройской долины. Ее жители названия своих местностей связывают с легендами о Чингисхане. Рассказывают, что в одном месте его воины снимали урмэ - «молочные пенки», так возникло название села Усть-Урма. А местность, где хану встретился старик, сказавший благопожелания, стала называться Юрөө. На южнобурятском диалекте юрөөл означает благопожелание. На русском языке это слово трансформировалось в Иро. Такое же название носят реки – одна приток Селенги в Монголии, вторая в нашем Селенгинском районе. По имени реки стали называть и эту местность, где буряты племени атаган основали Иройский дацан. Сейчас он находится у въезда в село Ташир. К началу 20-века в Иройском дацане насчитывалось 10 храмов – сумэ. В 1912 году здесь началось изучение буддийской философии - цаннит, число учеников достигало 200 человек. Населяли дацан 6 штатных и более 200 внештатных лам, среди них были и эмчи-ламы (врачи) и астрологи. При дацане действовала буддийская школа, где учились дети из окрестных мест. Дацан был центром просвещения до 1936 года, когда его постигла общая трагическая судьба всех буддийских храмов в СССР. Сначала закрыли, затем полностью уничтожили.

Родина трех Хамбо лам

Знаменитым настоятелем Иройского дацана был Намжил Лайдапов. Именно он после сложения с себя полномочий Хамбо ламы легендарным Даши-Доржо Этигэловым стал 13-м лидером буддистов России. Поскольку это случилось летом 1917 года, Намжил Лайдапов оказался первым Хамбо ламой, которого не утверждал император России. Находясь на этой должности, уроженец Иройской долины выступал за открытие школ и издание книг.

Другой уроженец этих мест Цыгунжап Баниев тоже был в числе кандидатов на должность XIII Хамбо Ламы. Но стал им в 1922 году. Имел большой опыт руководителя, поскольку при Хамбо Ламе Иролтуеве во время его частых поездок и болезней исполнял его обязанности. Во времена Хамбо Ламы Итигэлова, как ширээтэ много сделал для Тамчинского дацана. Внес вклад в российское востоковедение. Исследователю Позднееву оказал помощь и содействие в переводе трактата по тибетской медицине «Чжуд-ши».

- В 1889 году… лето этого года я провел в Гусиноозерском дацане, где проверял свой перевод под руководством ширээтэ ламы этого дацана Баниева…, - писал ученый.

В двадцатые годы Цыгунжап Баниев был на стороне консерваторов, в оппозиции обновленческому движению Агвана Доржиева.

Последний лидер буддистов довоенного периода

16-м Хамбо Ламой стал родившийся в местности Галтай выше села Удунга Данжа Мункожапов. Известен как высокобразованный философ и эмчи лама. Его отправили делегатом на первый духовный съезд в Шулутском дацане. Здесь в октябре 1922 года собрались буддисты бурят-монгольских областей ДВР и РСФСР и обсудили проблемы проведения реформ в бурятских дацанах. На съезде приняли: «Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири» и «Устав внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири», создан центральный орган административного управления ламаистской церкви Бурятии — Центральный духовный совет (ЦДС).

Уже после образования нашей республики созывается II Духовный собор буддистов. Он прошел в декабре 1925 года в Верхнеудинске. На том соборе Данжа Мункожапов избирается на должность Хамбо ламы и председателем Центрального духовного совета (ЦДС) СССР. Тогда ламы приняли новый Устав, Положение о буддийском духовенстве в СССР, меры по улучшению духовного образования, организации быта лам на основе традиционных правил «Виная». 16-му Пандито Хамбо ламе пришлось претворять решения этого собора в трудных условиях становления молодого Советского государства. В конце января 1927 года в Москве прошел первый Всесоюзный духовный собор буддистов. На нем утвердили принятые на II Духовном соборе проект Устава и Положения о буддийском духовенстве в СССР.

Именно Данжа Мункожапов в 1927 году, в глубокой тайне провел проводы тела Хамбо ламы Итигэлова в местности Хухэ зурхэн в Иволгинском районе Бурятии. В августе 1928 года в Верхнеудинске прошел третий Духовный собор, где подвели итоги реформ за последние годы. В том же 1928 году к Мункожапову обратилось с просьбой разрешить съемки кино правительство Бурят-монгольской АССР. Против съемок эпизодов фильма «Потомок Чингис хана» в Тамчинском дацане возражали ламы. Режиссер Всеволод Пудовкин попросил содействия у властей республики. Данжа Мункожапов не только разрешил, но и специально для съёмок перенёс время проведения мистерии Цам. Благодаря этому на киноэкране сохранились уникальные кадры из Тамчинского дацана. В нем же в декабре 1930 года Хамбо Ламу Данжа Мункожапова арестуют сотрудники ОГПУ, вменяя антисоветскую деятельность. Почти год глава буддистов СССР проведет в тюрьме Верхнеудинска. В ноябре 1931 года Хамбо Ламу приговорят к 10 годам лишения свободы. Для отбывания наказания этапируют в ИТЛ и МЗ УНКВД по ЗападноСибирскому краю, в народе это место называли просто Сиблаг. А в это время на родине Мункожапова, в Иройском сомоне начинается коллективизация, создано 13 артелей и коммун.

Имени Карла Маркса

В начале 1934 года в Иройской долине мелкие колхозы объединились в один крупный. Ему дали имя основоположника научного коммунизма Карла Маркса и перенесли центр объединенного колхоза из 158 хозяйств на новое место. Так возникло новое село Ташир недалеко от разрушенного Иройского дацана. О нем колхозники боялись даже говорить. В эти годы их великий земляк Данжа Мункожапов даже в ссылке показался опасным Советской власти.

— …Являлся членом контрреволюционной повстанческой организации «Российский общевоинский союз», ставившей задачу - свержение Советской власти вооруженным путем и организацию террористических актов над руководителями партийно-советских органов, – гласил новый приговор.

25 декабря 1937 г. Тройка НКВД по Новосибирской области, рассмотрев материалы обвинения по статьямт58-2, 58-8, 58-10, 58-11 УК РСФСР, постановила: приговорить Мункожапова Данжа к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 13 января 1938 года.

Так, Данжа Мункожапов стал последним Хамбо ламой довоенного советского периода. В истории Данжа Мункожапов остался единственным лидером буддистов СССР, ушедшим с трона в тюрьму на долгие 8 лет и не вернувшимся оттуда. По инициативе Буддийской традиционной Сангхи России в 2010 году на родине Хамбо ламы Данжа Мункожапова установлен субурган.

Колхоз-миллионер

В годы ВОВ 320 иройцев ушли на фронт, 186 из них не вернулись домой. Позже на северной стороне села на священной сопке установят монумент, посвященный погибшим воинам – иройцам. Во время войны, оставшиеся в тылу иройцы активно собирали средства в фонд обороны. Вносили не только деньгами и вещами. Например, две курицы вырастила и сдала ученица 7 класса Бутыд Ажандаева, 160 тысяч рублей внесла на строительство боевого самолета из личных сбережений кавалер ордена Ленина доярка Долгоржап Бальжировна Эрдынеева. После войны, благодаря самоотверженному труду иройцев за короткий срок — к середине 50-х годов — колхоз имени Карла Маркса стал одним из крупных многоотраслевых хозяйств не только в Селенгинском районе, но и в Бурятии. К концу 50-х годов колхоз имени Карла Маркса стал по своим годовым доходам колхозом – миллионером. В его отаре в свое время насчитывалось до 40 тысяч овец, а крупного рогатого скота — три тысячи голов. Неудивительно, что умеющие так трудиться иройцы, умели и культурно отдыхать.

Народный театр

В 60-е годы в Ташире на базе театральной студии создали народный театр. Организатором и вдохновителем его был Александр Нимаевич Галсанов, директор Дома культуры, заслуженный работник культуры РФ, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. В репертуаре Иройского народного театра — пьесы «Будамшу» и «Мэхэшэн» Ц. Шагжина, «Кнут тайши» X. Намсараева, «Один из многих» Н. Балдано, «Шодойн үхэл» А.Шадаева и многие другие. Не раз коллектив народного театра становился лауреатом различных республиканских конкурсов. Сегодня руководит Иройским народным театром Сергей Александрович Галсанов, заслуженный работник культуры РБ.

Посетивший Ташир в годы его расцвета народный поэт Бурятии Гунга Чимитов оставил в стихах восхищенный отзыв:

Карл Марксын нэрые

Ханхинуулан үргөөд,

Хүдэр юрөөгэйхид

Хүгжэлтэдэ хүргөөт.

Түрэл Буряад соогоо

Түрүү нютаг болгоот.

Жабхаланта баяр

Жаргал золоо олгоот

 

Түгнын хүбүүн ерээд,

Түүрээн магтааб шамай.

Гунга Чимитов

 

В последний год СССР

Восьмидесятые годы у колхоза-миллионера ушли на погашение ранних задолженностей государству по долгосрочным кредитам и накопление денег на строительство объекта социально–культурного назначения. В Ташире построили большой дом культуры, который ввели в эксплуатацию в 1991 году, когда перестал существовать СССР. Поэтому в постсоветской России с 1993 года таширцы могли проводить в своем клубе только текущий ремонт. В середине 90-х годов зрительный зал переоборудовали в спортивный и технологическое оборудование быстро износилось. Пережив множество трудностей в 2001 году колхоз имени Карла Маркса реорганизовался в сельскохозяйственный кооператив (СПК) «Иро». Ташир стал центром Иройской сомонной администрации, куда входят еще два села: Усть-Урма и Удунга, некогда бывшая отделением колхоза с четырьмя гуртами и молочно-товарной фермой. Отрадно, что в каждом из этих сел сохранили начальные школы, фельдшерские пункты и клубы. Самый большой из них Таширский обслуживает 1462 жителя всего поселения «Иройское». Для них в Таширском ДК организовано восемь кружков, которые посещают более 100 детей и взрослых. Народный театр им. А.Н. Галсанова собирает полные залы любителей этого вида искусства. Больше всего участников в фольклорной группе «Гуламта», работают вокальные группы «Рябинушка», «Надежда», детская вокальная группа «Домисоль», танцевальный детский коллектив «Ритм».

За прошедшие 19 лет здание дома культуры не только значительно обветшало. Стало ясно, что архитектурно-планировочные решения начала 90-х годов не соответствуют изменившимся строительным нормам, противопожарным, экологическим и энергетическим требованиям. Поэтому в рамках национального проекта «Культура» на ДК в селе Ташир выделено 13 млн. рублей. На них отремонтирована крыша клуба, заменена кровля, установлено покрытие металлопрофилем с установкой водосточных труб, разобраны дверные проемы, установлены новые окна, разобраны полы в музее, библиотеке, кабинетах музыкальной школы, кабинете фольклорной группы, выровнены и побелены потолок, стены, сделана стяжка пола. Даже предусмотрены кабинеты для музыкальной школы. 

Совместно с дацаном

Благодаря тому, что с 2008 года Иройский дацан возле Ташира возобновил службы лам, он снова стал местом культурно-исторического и духовного единения жителей Иройской долины. Дацан ежегодно становится инициатором проведения культурно-развлекательных мероприятий. Таких как Сурхарбан и турнир, посвященный XIII Пандито Хамбо Ламе Намжилу Лайдапову, направленных на поддержание традиций и сохранение исторической памяти. В этих мероприятиях работники Таширского ДК принимают самое активное участие. Общественная жизнь в Ташире не замерла, как во многих других селах.

Источник: Министерство культуры Республики Бурятия

Все свежие новости

Яндекс.Метрика