Ранее утро, дикая бескрайняя тайга... В это время олени выходят на пастбище за молодой травой и мхом-ягелем.
Алена Фомина, корреспондент: Олени в жизни эвенков занимают центральную роль. На некоторых оленеводческих стоянках Ск ИХ насчитывают до 70 особей. Малышей содержат отдельно от взрослых. Этому мальчику два года, а этим белоснежным девочкам всего по одному году.
С давних времен оленеводство – исконный промысел эвенков Бурятии. Умное, выносливое и крайне неприхотливое животное может обеспечить всем необходимым для жизни в отдаленных и труднодоступных районах: молоком, мясом, одеждой и даже теплым жилищем.
Алена Фомина, корреспондент: Вот так, например, выглядит шаманский чум, в котором не замерзнешь даже лютой зимой.
Сейчас эвенки живут, конечно, не в чумах, а в обычных домах, но по-прежнему в гармонии с природой. Быть ее частью и не наносить вред - главная их задача. Помимо оленеводства занимаются рыбным промыслом, разводят скот. Их по праву считают прирожденными охотниками.
Владимир Торгонов, старейшина эвенкийского рода, потомственный охотник: Родители и дедушки и бабушки были охотниками. Я тоже продолжаю традиции. Я тоже родился в лесу и тех пор продолжаю охотиться. Тайга - это родной дом для любого эвенка.
Поэтому все, что взято у природы, эвенки искусно применяют в народных промыслах, сочетая мех, бересту и даже рыбью кожу. Утварь и одежду украшают бисером. Из оленьих шкур шьют традиционные национальные ковры - кумаланы.
Мария Бадмаева, председатель Национально-культурной автономии эвенков Бурятии: Надо добыть оленя, шкуру снять, выделать и такие красивые узоры сделать - это очень кропотливый труд.
В старину эвенкийские женщины пытались выполнить оригинальный узор. найти два одинаковых коврика было невозможно.
Мария Берельтуева, представительница эвенкийского рода "Тэпкэгир": Кумалан в виде солнца, рисунок здесь ромбовидный. Использовала разные меха из разных частей оленя - Ск камус, здесь вот уже белая часть.
Без кумаланов не обходится ни один обряд. Обязательный из них, Имты - поклонение огню. Именно огонь по представлениям эвенков выступает в роли посредника между человеком и высшим божеством Буга.
Алена Фомина, корреспондент: Еще издревле у эвенков мир принято делить на три части: нижний, где обитает нечистая сила; срединный, где живут люди и животные, и верхний мир божеств.
Считается, что верхний и нижний миры простым людям недоступны — в них могут попасть только шаманы, причем наиболее, сильные. Главное в эвенкийском шаманизме – обожествление сил природы и умерших предков.
Во время древнего обряда эвенкийский шаман разжигает костер, затем вызывает духов и преподносит угощение.
Орочен Берельтуев, эвенкийский шаман: Бог не разговаривает, а я брызгаю и разговариваю, чтобы от меня приняли. Вот я чашку кидаю, и, если чашка вот так упала - бог не принял.
С третьей попытки духи всё же приняли наши угощения. Теперь начинается самая главная часть обряда, во время которой, шаман обращается с просьбами о даровании благополучия, здоровья, покровительстве в охоте и разведении домашних оленей.
Алена Фомина, корреспондент: Шаман сказал, что обряд прошел удачно, поэтому в благодарность матери божества Буга исполняется традиционный эвенкийский танец с бубном.
Эти обряды и ритуалы отточены тысячелетиями. Конечно, сегодня в жизни коренных малочисленных народов появились различные блага цивилизации, но эвенки Бурятии не собираются уступать свои древние обычаи переменам современности. Они как и прежде остаются жить вблизи дикой природы, бережно сохраняют и передают потомкам свою уникальную культуру.