Международный день коренных народов отмечается 9 августа

23 декабря 1994 года Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН утвердила ежегодное его празднование. Эвенки – один из малочисленных коренных народов, проживающий на территории северных районов Бурятии. Со своим кочевым образом жизни, бытом и промыслами эвенки вписались в таежный ландшафт республики. Сегодня их насчитывается около трех с половиной тысяч человек.

visibility 612

Ранее утро, дикая бескрайняя тайга... В это время олени выходят на пастбище за молодой травой и мхом-ягелем.

Алена Фомина, корреспондент: Олени в жизни эвенков занимают центральную роль. На некоторых оленеводческих стоянках Ск ИХ насчитывают до 70 особей. Малышей содержат отдельно от взрослых. Этому мальчику два года, а этим белоснежным девочкам всего по одному году. 

С давних времен оленеводство – исконный промысел эвенков Бурятии. Умное, выносливое и крайне неприхотливое животное может обеспечить всем необходимым для жизни в отдаленных и труднодоступных районах: молоком, мясом, одеждой и даже теплым жилищем.

Алена Фомина, корреспондент: Вот так, например, выглядит шаманский чум, в котором не замерзнешь даже лютой зимой. 

Сейчас эвенки живут, конечно, не в чумах, а в обычных домах, но по-прежнему в гармонии с природой. Быть ее частью и не наносить вред - главная их задача. Помимо оленеводства занимаются рыбным промыслом, разводят скот. Их по праву считают прирожденными охотниками.


Владимир Торгонов, старейшина эвенкийского рода, потомственный охотник: Родители и дедушки и бабушки были охотниками. Я тоже продолжаю традиции. Я тоже родился в лесу и тех пор продолжаю охотиться. Тайга - это родной дом для любого эвенка.

Поэтому все, что взято у природы, эвенки искусно применяют в народных промыслах, сочетая мех, бересту и даже рыбью кожу. Утварь и одежду украшают бисером. Из оленьих шкур шьют традиционные национальные ковры - кумаланы.

Мария Бадмаева, председатель Национально-культурной автономии эвенков Бурятии: Надо добыть оленя, шкуру снять, выделать и такие красивые узоры сделать - это очень кропотливый труд.

В старину эвенкийские женщины пытались выполнить оригинальный узор. найти два одинаковых коврика было невозможно.

Мария Берельтуева, представительница эвенкийского рода "Тэпкэгир": Кумалан в виде солнца, рисунок здесь ромбовидный. Использовала разные меха из разных частей оленя - Ск камус, здесь вот уже белая часть.

Без кумаланов не обходится ни один обряд. Обязательный из них, Имты - поклонение огню. Именно огонь по представлениям эвенков выступает в роли посредника между человеком и высшим божеством Буга.

Алена Фомина, корреспондент: Еще издревле у эвенков мир принято делить на три части: нижний, где обитает нечистая сила; срединный, где живут люди и животные, и верхний мир божеств. 

Считается, что верхний и нижний миры простым людям недоступны — в них могут попасть только шаманы, причем наиболее, сильные. Главное в эвенкийском шаманизме – обожествление сил природы и умерших предков.

Во время древнего обряда эвенкийский шаман разжигает костер, затем вызывает духов и преподносит угощение.

Орочен Берельтуев, эвенкийский шаман: Бог не разговаривает, а я брызгаю и разговариваю, чтобы от меня приняли. Вот я чашку кидаю, и, если чашка вот так упала - бог не принял.

С третьей попытки духи всё же приняли наши угощения. Теперь начинается самая главная часть обряда, во время которой, шаман обращается с просьбами о даровании благополучия, здоровья, покровительстве в охоте и разведении домашних оленей.

Алена Фомина, корреспондент: Шаман сказал, что обряд прошел удачно, поэтому в благодарность матери божества Буга исполняется традиционный эвенкийский танец с бубном. 

Эти обряды и ритуалы отточены тысячелетиями. Конечно, сегодня в жизни коренных малочисленных народов появились различные блага цивилизации, но эвенки Бурятии не собираются уступать свои древние обычаи переменам современности. Они как и прежде остаются жить вблизи дикой природы, бережно сохраняют и передают потомкам свою уникальную культуру.

Автор: Алена Фомина

Все свежие новости

Яндекс.Метрика