Создание стабильной и сбалансированной власти - на достижение этой цели направлена часть поправок в Конституцию страны. Так, в статью восемьдесят третью предлагается внести изменения, согласно которым Президент России назначает Председателя Правительства только после того, как его кандидатуру утвердит Госдума. Ранее в этом вопросе парламент всего лишь давал согласие Главе государства.
Юлий Хамнуев, заведующий кафедрой конституционного, административного и муниципального права юридического факультета БГУ:
- Необходимо признать, что сделан шаг в сторону условной децентрализации власти этих полномочий, что больший объем полномочий представлен представительному законодательному органу Федерального собрания, в частности государственной Думе. Думаю, да, какие-то шаги в этом направлении необходимо делать.
У парламента страны появляется больше возможностей для участия в формировании правительства. При этом требования к сенаторам и депутатам Госдумы, губернаторам и главам республик, прокурорам и судьям ужесточаются. В частности, в статье девяносто седьмой предлагается прописать, что парламентариям запрещается иметь вклады, хранить деньги и ценности в иностранных банках.
Капитон Будаев, профессор кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического факультета БГУ:
- Некоторые уже стали иметь за рубежом счета, виллы, гражданство даже и вид на жительство. В этом отношении надо поднять дисциплину и ответственность всех органов государственной власти: депутатов, госслужащих, судей, всех работников.
В той же статье 83-й предложено закрепить норму, согласно которой Президент назначает и освобождает от должности генпрокурора только после консультаций с Советом Федерации. С Верхней палатой согласовывается прекращение полномочий судей Конституционного и Верховного суда. Формируется Госсовет. По мнению экспертов, эти меры нужны, прежде всего, самому обществу как страховка от ошибок власти.
Алексей Михалёв, профессор политологии:
- У Президента сейчас огромные полномочия, но и личность Президента сама по себе неординарная, но в случае смены Президента или какого-то политического транзита данные поправки обеспечивают политическую стабильность и возможность для страны сохранить устойчивость как на международном, так и на внутриполитическом уровне.
Предлагаемые изменения позволяют создать баланс между госорганами. Парламент и Совет Федерации получают возможность влиять на формирование исполнительной власти и назначение силовиков. Поправки создают, своего рода, "два ключа" при принятии важных политических решений и гарантируют их качество.