Российские буддисты готовятся отметить Новый Год по восточному календарю

Он наступит ранним утром 24 февраля, а до этого в храмах будут читать молебны и совершать обряды. За два дня до наступления этого всеми любимого народного праздника протяженностью в целый месяц, проводится самая яркая, красочная и необычная церемония – обряд духовного очищения от дурных помыслов и болезней, «Дугжууба».

visibility 505

По легенде, в новогоднюю ночь под утро, когда на небе гаснет последняя звезда, главный защитник будийской веры богиня Балдан Лхамо спускается на землю, тогда и наступает Новый Год по восточному календарю. А пока нужно подготовиться к его приходу – провести уборку в доме и во дворе, избавляясь от пыли и грязи в каждом уголке, в том числе и в божнице-гунгарбаа. Дамдин Бадараев, глава многодетной семьи, прибирается в ней, возжигает лампадку-зула и разворачивает древние танка, которые бережно передаются в его семье из поколения в поколение. Его семья, впрочем, как и любая бурятская семья, готовится не только отметить Сагаалган, как называют сам праздник прихода Нового года, но и совершить все необходимые обряды для того, чтобы год был удачным, без болезней. За 2 дня до наступления Белого месяца проводится огненный ритуал "Дугжууба", который поможет избавиться от всего плохого, произошедшего за год. На обряд очищения, как и полагается, хозяйка семьи готовит небольшие комочки теста, которые нужно будет бросить в огонь. Тесто нужно покатать по лбу, символически собирая все плохие мысли, затем вокруг рта - собирая дурные слова, по груди - очищая душу, а потом в ладошках - как бы наматывая на него все неблаговидные деяния. Буддисты верят - обтирая свое тело, они избавляются от всех болезней и невзгод.

Дамдин Бадараев, житель г. Улан-Удэ, Бурятия: Мы все, члены нашей семьи специально готовимся, и для этой процедуры, для этого обряда специально готовим тесто, вот такие шарики, для того чтобы избавиться от всего плохого, что накопилось за предыдущий год, и это тесто ассоциируется с таким материалом, который собирает все плохое, с этим тестом мы прощаемся с всем плохим, и это означает, что мы очищаемся со всем плохим, не только физически но и умственно, все наши плохие деяние, плохие мысли уходят с временем, уходящим годом.

Ближе к вечеру семья собирается в Иволгинский дацан, что в 40 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Здесь хранится нетленное тело великого хамбо ламы Итигэлова, и проводятся все важные ритуалы и обряды. В монастыре уже многолюдно, монахи проводят обязательный молебен, читаются мантры - призываются божества, чтобы помочь людям побороть силы зла - в этом и предназначение ритуала "Дугжууба". В центре всего действия - пирамида под названием "соор" - это подношение Сахюусану - Защитнику веры. 

Дымбрыл Дашибалданов, доктор буддийской философии, ректор Буддийской Академии им. Д-Д. Заяева: Основное сооружение оно в виде пирамиды исполнено и оно разукрашено огня, которое олицетворяет мудрость и наверху водружают скелет, череп, которое означает непостоянство, т.е. через понимание непостоянства, делаем подношение и тем самым оно устраняет последствия.

И вот, ритуал достигает апогея, священнослужители под звуки горна и трель колокольчиков выносят пирамиду "соор" и несут ее к месту, где приготовлены костры. Заключительные молитвы, приготовлены факелы, и подношение отправляется в костер. В этот момент загораются огни по всей Бурятии.

Бальжинима Дамбаев, корреспондент: Итак, кульминация всего ритуала - только что пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев, Глава Буддийской традиционной Сангхи России сделал подношение пирамидки "соор" - священные огни Дугжуубы зажглись. Сейцачс ламы призывают людей мысленно думать о том, что в этом огне сгорает все самое плохое, исчезают все духовные препятствия и дурные помыслы. И поэтому этот ритуал имеет такое огромное сакральное значение.

Дамдин Бадараев с супругой вместе с тысячами людей бросают в огонь комочки теста, которые они принесли с собой. И каждого человека, что затем делают священное гороо -  обходят костры по кругу, переполняют сильные эмоции.

Дамдин Бадараев, житель г. Улан-Удэ, Бурятия: Чувства переполняют через край, потому что в этот момент ощущаешь то, что ты избавился от всего плохого, то что и ощущаешь, что внутренняя чистота появилась.

После зажжения костра ламы возвращаются в храм на молебен, а люди расходятся по домам. Через несколько часов наступит канун Нового года, еще один особый день для проведения ритуалов и обрядов, который для Дамдина с супругой важно провести в кругу семьи - с чистыми помыслами и хорошим настроением.

Автор: Бальжинима Дамбаев

Оператор: Николай Манжуев

Все свежие новости

19:56

В Бурятии энергетики усилили контроль за контакт-центрами, больницами и объектами сотовой связи

18:46

С 31 марта в Улан-Удэ изменится режим работы городского транспорта

Яндекс.Метрика