Заложники памятника культуры

Тридцать лет и три года. Все это время житель улан-удэнского дома по адресу Некрасова, 11 стоит в очереди на получение новой квартиры. Дело в том, что его квадратные метры находятся в столетнем доме, который признан объектом культурного наследия Бурятии. А значит, снести и расселить всех нельзя. Но и жить в таком доме проблематично.

visibility 603

В самом центре Улан-Удэ за Дворцом бракосочетания находится деревянный двухэтажный дом. В одной из квартир этого обветшалого здания вырос мой коллега Юрий Зонхоев. Жилплощадь в 60-е годы прошлого столетия выделили его бабушке. Долгое время они семьей ютились в небольшой комнатушке. Однако строение начало буквально оседать, и находиться в родных стенах стало опасно для жизни. 

Юрий Зонхоев: Когда я ходил тогда в БТИ, тогда была такая организация. Там нам показали бумаги, что да, ваш дом является аварийным. Поэтому никакие там действия с ним, они не могут делать, подселять там еще что-то там.

Сегодня попытки найти этот документ оказались безуспешными. Зонхоевы стоят в очереди на квартиру уже 33 года. За это время ушли из жизни бабушка и мама. Сейчас столетние стены держатся, что называется, на добром слове, штукатурка осыпается от малейшего прикосновения, потолки гниют, а сама комната теперь больше напоминает горку. 

Дарима Нимаева, корреспондент: Не знаю, заметно ли это в кадре или нет, но дом изрядно подкосило. Для того, чтобы доказать это, давайте проведем простой эксперимент. Поставим на пол обычный шарик.

Как видно, несмотря на препятствия, шарик летит по склону. Капитально отремонтировать здание можно, но непросто. Ведь в 1996-ом году этот уже обветшалый неблагоустроенный барак признали объектом культурного наследия регионального уровня, как яркий образец застройки Верхнеудинска начала ХХ века. Правда, от былой красоты осталось немного - кружевные свесы и наличники. Этого оказалось достаточно, и теперь жильцов можно считать заложниками памятника - снести нельзя, расселить не могут, реставрировать дорого.

Павел Вершинин, заместитель председателя Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Бурятии и Правительства Бурятии: Просто так силами любых сторонних организаций невозможно сделать. То есть нужно получить задание, затем нужно заключить договор с лицензированной организацией, которая имеет право именно работы проводить на объектах культурного наследия. Должны разработать проектную документацию, то есть согласно этой проектной документации они должны получить разрешение и уже после этого опять же лицензированная организация проводить работы.

Сейчас в доме проживают работники культуры, которых сначала временно поселили, а затем и как-то прописали фактически в аварийном доме. Здание находится на балансе театра бурятской драмы, которому содержание ветхого жилья обходится больше, чем в полмиллиона рублей в год. О проблеме  знают и в Министерстве культуры республики. 

Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии: Для того, чтобы расселить эти 14 семей из аварийного, можно сказать, дома, ветхого, нужно нам 17 миллионов 162 тысячи рублей.

Только после согласования и утверждения этого постановления Министерство культуры сможет подать заявку на выделение средств. А это дело не одного месяца, а возможно, и не одного года. Но Юрий Зонхоев надеется, что хотя бы он получит ключи от новой квартиры, которую ждут уже тридцать лет и три года. 

Автор: Дарима Нимаева

Оператор: Виктор Еланцев

Все свежие новости

Яндекс.Метрика