Хватит "душить" деревья

Тысячи деревьев и кустарников в Бурятии окутаны ритуальными шарфами, молитвенными флажками и ленточками, между тем, Буддийская Традиционная Сангха России обращается к верующим не вешать религиозную атрибутику на живые растения - многие из них туго перевязаны, что ведет к их гибели. Небрежное отношение к природе выступает катализатором безжалостной позиции к окружающему миру.

visibility 1107

Узкие длинные платки-хадаки, ленточки зурам, сэмэлгэ, флажки хий морин (конь удачи) - ткани для отправления религиозных ритуалов развешаны повсюду - у дацанов, обоо, святых местах, перевалах, эколого-паломнических тропах и местах отдыха туристов. Как паутина, они облепили деревья, нитями связали в оковы небольшие кустарники, многие из которых уже погибли.

Бальжинима Дамбаев, корреспондент:

- Вот это молодое деревце засохло. Скорей всего, оно всю жизнь боролось с этими ленточками, вязочками, флажочками. Оно боролось с лучшими побуждениями людей оказать почтение божествам, духам, хранителям местности, но для него желание людей совершить добро оказалось гибельным.

У буддистов издревле существует обычай повязывать цветные ленточки на деревья. Но с приходом новых технологий, созданием синтетических, практически вечных материалов эта традиция, в сущности, экологоориентированной религии только вредит живой природе. Неслучайно Традиционная Сангха России обращается с просьбой не вешать атрибутику на деревья.

Бато-лама, лама дацана "Хамбын хуреэ":

- Не порвется, пока человек сам не развяжет, а вот это - самой природой, под дождем, под снегом, сама отпадает. А вот такие, синтетические, они никогда не будут разлагаться, как пластиковые бутылка, пластиковый стакан, и вот когда даже мы чистим места святые, собираем их в кучу и сжигаем, как будто резину жжём.

Негативное воздействие, хотя оно и происходит локально - ареалы засорения относительно невелики по площади, - и, по сути, еще не изучено учеными, однако, находясь на самых видных местах, куда ступала нога человека, оно влечет к еще более бесчеловечному отношению к природе.

Олег Аненхонов, заведующий лабораторией флористики и ботаники Института общей и экспериментальной биологии СО РАН, доктор биологических наук:

- Используя эту атрибутику, они не задумываются, что они, пусть даже и точечно, но наносят вред природе. И это то, что они не задумываются - становится точкой роста для того, чтобы такое небрежное отношение к природе переносить на другие объекты, на другие действия, и в итоге, это становится все более массовым явлением.

Каждый год ламы вынуждены убирать, срезать с деревьев ленточки и флажки, между тем, это могут делать и прихожане, и те, кто просто обеспокоен экологией.

Бато-лама, лама дацана "Хамбын хуреэ":

- Конечно, живые деревья надо почистить, но, прежде чем чистить, надо посоветоваться с ламами, и день выбрать. Появились хорошие люди как волонтеры, очищают, убирают местности.

Конечно, лес и деревья страдают от атрибутики, но в значительно меньшей степени, чем от пожаров и варварских рубок, однако, чтобы природа радовала людей первозданной красотой, чтобы благие намерения не уничтожались необдуманными поступками, оставлять флажи и хадаки следует только в специально отведенных для этого местах.

Бальжинима Дамбаев, корреспондент:

- Вот это место специально предназначено для вывешивания хий морин - молитвенных флажков, хадаков и ленточек - они будут висеть здесь круглый год, не причиняя никому вреда, ни деревьям, ни кустарникам, тем самым сохраняя природу живой.

Автор: Бальжинима Дамбаев

Оператор: Владимир Жаров

Все свежие новости

Яндекс.Метрика