Изначально, эвенкийский ковер – кумалан выступал в качестве попоны под оленье седло. Сегодня это всё сувенирная продукция. Поэтому и форма другая, не восьмерка, а круг. Но рисунок традиционно смысловой – день-ночь, охотничья тропа, и меха должно быть разного и по-больше.
Оксана Цыбикова, директор МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремёсел»: Здесь три меха, здесь уже четыре, барсук добавлен. Но ценен этот классический кумалан, мех очень сложной выделки.
Лабаш – мех с морды оленя, камусы – с ног. Оленьими шкурами и яранги крыли, и из них же обувь с одеждой шили. Сегодня материалы, в основном, другие, но символика остается неизменной.
Екатерина Будацыренова, педагог МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремёсел»: Это не просто украшения, это обереги, это связь человека и природы, с которой он жил в гармонии.
Сегодня в костюмах, сшитых баунтовскими мастерицами, щеголяют артисты и в родном районе, в соседнем Забайкальском крае. Более того, у каждого эвенкийского рода теперь есть и свой вымпел с изображением родового животного: будь-то волк, росомаха, или лось.
Наталья Юндунова, педагог – художник МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремёсел»: Мы старались подобрать соответствующий животному мех и орнамент.
Моты, кильдигиры, чильчагиры, представители других эвенкийских родов. Их сегодня осталось немного, но они стараются, создавая эти уникальные изделия, не только сохранить, но и популяризировать культуру и традиции своего народа.