До участка компании «Терра» 80 километров по грунтовке. Дорогу предприниматели обустроили и содержат сами, даже мост поставили за свой счет. Правда, один. Дорого. Поэтому реки и речушки здесь преодолевают в брод.
Красота неописуемая: ципиканские столбы, переплетение рек, прозрачные источники с вкуснейшей водой, но не за впечатлениями сюда уже почти два века приходят люди, едут за драгоценным металлом. А он вот, лежит практически на поверхности. Главное, не ленись. Борис Пронько знает это на собственном опыте, начинал с нуля, создал крепкую компанию, передал бразды правления сыновьям, а себя скромно называет завхозом.
Борис Пронько, заведующий хозяйством ООО «Терра»:
- Главное не лениться, руки - ноги есть, не лениться.
Начальник участка Дмитрий Соколов живет в Волгоградской области, а работает в Бурятии. Шестой год думает, что приезжает сюда на заработки, а на самом деле - душа зовет. Да и не он один, в артели трудятся россияне из разных уголков нашей родины, ну, и конечно, свои местные тоже.
Дмитрий Соколов, начальник участка ООО «Терра»:
- Понимаете, в нашей жизни нечего выбирать, но и достойный заработок, да и привычка уже куда-то ехать.
Ключ Сивак длиной не больше трех километров, но золото здесь моют уже лет 170. Тут находят монеты еще царской чеканки, 1846, 56 годов, оставленные в благодарность за старательский фарт. Бывает, что попадаются не менее ценные экспонаты, например, инструмент тех лет. Отлит на совесть, и сегодня его можно смело пустить в дело.
Дмитрий Соколов, начальник участка ООО «Терра»:
– Видать еще в те года, шурфы били, или плиты раздвигали, но это все кованные изделия.
Золото сегодня добывают достаточно экологичным способом. На месте карьеров уже через год зеленеет трава. Руда промывается, крупные камни отбрасываются в одну сторону, а мелкие, вместе с песчинками золота отправляются в желоб, где драгоценный металл и оседает. Бывает встречаются самородки, но, к сожалению, не часто.
Борис Пронько, заведующий хозяйством ООО «Терра»:
- Не нашли, но надеемся.
В прошлом году артели Баунта намыли почти полторы тонны золота самой высокой пробы. Правда, клеймо «Сделано в Бурятии» на нем не стоит, но это неважно. Потому как это не просто драгоценный металл, это еще и зарплата, и немалые налоги в бюджеты всех уровней.