Обеспечение кадрами - один из факторов реализации национального проекта «Образование» в Бурятии

В Бурятии продолжаются мероприятия по реализации национального проекта «Образование». До 2021 года будет построено 11 школ и 25 детских садов, для обеспечения деятельности которых необходимо 972 педагогических работника: 273 учителя, 331 воспитатель и 368 младших воспитателей. Кроме того, сейчас, ещё до строительства новых объектов, потребность в существующих общеобразовательных организациях республики составляет 534 педагога.

visibility 114
Обеспечение кадрами - один из факторов реализации национального проекта «Образование» в Бурятии

Таким образом, одним из основных вопросов по реализации национального проекта «Образование» в Бурятии является подготовка педагогических кадров. Для решения этого вопроса Министерство образования и науки республики ведёт комплексную работу.

Во-первых, Минобрнауки Бурятии предпринимает шаги для увеличения контрольных цифр приёма студентов на педагогические специальности. Сегодня в главной кузнице педагогических кадров для республики Бурятском госуниверситете на педагогических специальностях очно обучается 403 чел., в т.ч. по программе бакалавриата - 353 чел., магистратуры – 50. Ожидаемый выпуск в 2019 г. составляет 112 чел., из них 85 - бакалавры, 27 - магистры.

- Конечно, регион самостоятельно не может увеличить контрольные цифры приёма, это не входит в рамки региональных полномочий. Однако лоббировать свои интересы и ходатайствовать перед Министерством просвещения, Министерством образования и науки РФ может и должен. В этом году Министерством практически в постоянном режиме ведется работа с Минпросом РФ и Миннауки РФ, Миндальвостока по возможности увеличения бюджетных мест, - отметил Баир Жалсанов, министр образования и науки РБ.

На 2020/2021 учебный год объем бюджетных мест по педагогическому образованию для ФГБОУ ВО БГУ увеличен (2019/2020 учебный год-101 КЦП, 2020/2021 учебный год- 127 КЦП).

В 2018г внесены изменения в ФЗ-273 «Об образовании в РФ» в ст.56 о целевом обучении. Теперь инициаторами договора о целевом обучении могут быть как организации, предприятия, так и индивидуальные предприниматели. Существенное изменение - это обязанность выпускника отработать в течение 3 лет. Обязанность работодателя - принять на работу выпускника, с которым был заключен договор. Минобрнауки Бурятии прорабатывает вопрос о приеме на педагогические специальности БРПК и БГУ на бюджетные места только по целевым договорам на обучение.

- Как показывает практика, адресная, индивидуальная работа со старшеклассниками мотивирует к поступлению на педагогические специальности. Так, в прошлом году, после окончания обучения в Окинский район вернулось 10 молодых педагогов - выпускников школ района. И этот пример достоин подражания, - сказал Баир Жалсанов.

Восполнение дефицита педагогических кадров в основном идет за счет выпускников Бурятского республиканского педагогического колледжа, получивших за годы обучения двойную квалификацию. Для этого в содержание образовательных программ включены дополнительные модули из области математики, английского языка, бурятского языка, информатики и т.д., что обеспечивает право преподавания в основной школе.

В настоящее время в колледже обучается 1 105 человек, из них по специальности «Дошкольное образование» 135 человек, «Преподавание в начальных классах» - 602, «Физическая культура и спорт» - 160, «Музыкальное образование» - 97, «Изобразительное искусство и черчение» - 111. Срок освоения программ составляет 3 года 10 месяцев (т.е. 4 учебных года). Выпуск по вышеуказанным специальностям составил в 2018 году 185 человек, в 2019 году прогнозный выпуск составит 200 человек.

В этом году мы планируем увеличить Колледжу контрольные цифры приёма на 100 бюджетных мест по следующим специальностям: «Дошкольное образование» - 25 человек, «Преподавание в начальных классах» - 50 человек; «Физическая культура и спорт» - 25 человек.

Вполне очевидно, что не все 100% выпускников колледжа придут в школу - часть продолжит обучение в вузе, представители мужского пола уйдут в Армию, часть выпускниц уйдет в декретный отпуск. Это «резерв»: они придут в образование, но их приход по объективным причинам отсрочен во времени.

В связи с введением нового Закона об образовании и двухуровневой системы высшего образования для выпускников колледжа исчезла возможность обучения в вузе по сокращенным программам. Мы прорабатываем вопрос возможности открытия на базе педколледжа прикладного бакалавриата, есть здесь определенные сложности нормативного плана (профессиональная организация СПО не имеет права реализовать программу ВО), это вопросы федерального уровня.

Во-вторых, решение вопроса обеспечения педагогическими кадрами поэтапно решается за счёт профессиональной переподготовки. В 2018 году продолжен опыт реализации программы по обеспечению муниципальных общеобразовательных организаций педагогическими работниками за счет привлечения молодых специалистов других сфер деятельности или без специального педагогического образования. Для реализации этих целей в бюджете республики были предусмотрены средства в размере 8528,1 тыс. рублей, которые также распределены между 23 муниципальными образованиями республики, третий набор состоял из 224 слушателей.

В первых двух потоках набор слушателей состоял из числа педагогических работников. С 2018 года привлечены специалисты из других отраслей для прохождения курсов профпереподготовки. Всего за три года привлечены к курсам профпереподготовки 698 человек.

В-третьих, для ликвидации потребности в педагогических кадрах в дошкольном образовании Министерство образования и науки Республики Бурятия и Межрегиональная благотворительная общественная организация «Социальная сеть добровольческих инициатив «СоСеДИ» в 2019 году подписали соглашение о сотрудничестве по реализации проекта «Профессиональные няни – детям!». Предметом договора является организация системы профессиональной подготовки и добровольной сертификации нянь (работников по присмотру и уходу за детьми). Данный проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов при поддержке Общественной палаты Российской Федерации.

31 мая в рамках реализации данного проекта был проведён проектный семинар и разработана «дорожная карта» реализации проекта в Республике Бурятия. Подробнее здесь.

Таким образом, проблемы обеспечения педагогическими кадрами решаются в республике комплексно:

- проводится информационно-разъяснительная работа и адресная подготовка старшеклассников для поступления на педагогическую специальность;

- организуется квотирование бюджетных мест в рамках целевого обучения по программам среднего профессионального и высшего образования;

- повышается престижность профессии преподавателя через формирование положительного медийного образа;

- поддерживаются талантливые педагоги, повышается их социальный статус;

- организуется работа по повышению профессионализма руководящих кадров системы образования,

- организуется работа с резервом кадров системы образования.

Сегодня актуальна задача поиска системного решения, рассчитанного на  построение многолетнего взаимодействия, которое обеспечит не только удовлетворение оперативных потребностей в  квалифицированном персонале, но и постоянный приток подготовленных кадров в образовательную сферу. Системный подход может стать определяющим в  восполнении педагогических кадров, без которых в  современном мире невозможно обеспечить устойчивое развитие предприятия, экономики и государства в целом.

Источник: Министерство образования и науки РБ

Все свежие новости

16:10

Известный фигурист дал мастер-класс в Улан-Удэ

15:43

Дознаватели МЧС России устанавливают причину пожара в посёлке Забайкальский

15:11

Эксперты агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов работают в Бурятии

14:12

В Бурятии объявлен конкурс на лучший слоган и эмблему для нацпроекта «Демография»

12:40

В Бичурском районе прошло заседание Совета представительных органов МСУ при Народном Хурале

Яндекс.Метрика