От порта Байкал, что на иркутской стороне, до станции Танхой на бурятской 42 километра. Самый короткий путь не значит самый легкий: снежные торосы, слепящее солнце и бесконечная дорога. Участники похода, облаченные в форму солдат царской армии, также, как и их прапрадеды, упорно шли вперед, преодолевая километр за километром.
Егор Степанов, участник исторической реконструкции «Байкальская железнодорожная переправа 1904 года»:
- Мы реконструируем события 1904 года, когда ж/д дорогу пришлось бросить по льду Байкала и несколько раз в день железнодорожники с казаками проверяли качество пути.
Летом на паромах, зимой по льду на восток шли эшелоны с войсками и боеприпасами. Сложно сказать, какой бы сегодня была географическая карта нашей страны, если бы не Байкальская переправа. Она проработала до 1918 года, до окончания строительства Транссиба, и была забыта на долгие сто лет. И только благодаря усилиям сотрудников Байкальского биосферного заповедника историческая справедливость восторжествовала.
Олег Кириллов, заместитель директора Байкальского биосферного заповедника:
- Байкальский заповедник сохраняет не только природу, но и историю. В Визит-центре заповедника был создан историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа».
Диорама порта Танхой начала ХХ века, ценные исторические артефакты, копии акварельных рисунков художника Писецкого на бумажной ленте длиной почти в километр, документальный фильм, - все это история Байкальской переправы. Ее можно увидеть, потрогать или пройти, как это сделали участники исторической реконструкции.