В 19-ом – начале 20 века в это время через Байкал прокладывалась ледовая, казенная дорога. Она связывала Забайкалье с Иркутской губернией. С завершением строительства Кругобайкальской железной дороги в 1905 году, ледовая дорога через Байкал потеряла свою значимость.
Каменный маяк - Посольский монастырь остается за грядой торосов и далее путь лежит через ледовое поле Байкала. До села Большое Голоустное почти шестьдесят километров. В семнадцатом – восемнадцатом веках восточный и западный берега Сибирского моря связывало много общего. Это было единое монастырское хозяйство. Учитывая удобное расположение Посольского монастыря у устья реки Селенги, здесь ежегодно, когда становился лед, открывалась казенная ледовая дорога. Она связывала Иркутскую губернию с Забайкальем, Монголией и Китаем. Товары, продукты, почта, скот, перевозились, перегонялись по твердой глади озера. К копытам верблюдов, волов, лошадей прибивались специальные приспособления для устойчивости на гладкой, как зеркало, поверхности байкальского льда. От одного берега к другому тянулась длинная вереница подвод.
Владимир Жаров, корреспондент:
- До берега еще километров 20, лед радует, чистый лед. Становиться на ночлег будем в км 10 от берега.
Сегодня туристическое снаряжение позволяет организовать ночевку прямо на льду, но в то время такие остановки грозили большими неприятностями. Низкие температуры, шквалистый ветер, частые туманы, промоины и трещины для путника могли оказаться роковыми.
Этот путь от станции Голоустное до Посольска проделали и протопоп Аввакум, и декабристы, ученые и путешественники, среди которых был Витус Беринг, дипломаты Савва Рагузинский и любимец Петра Первого Абрам Петрович Ганибал, первый возвращался из Китая, а второй шел обустраивать Селенгинскую крепость. Эта дорога - исторический памятник Великой истории Российского государства. Памятник мужеству, стойкости, веры, любви к своему Отечеству. В 1904 году она приобрела характер фронтовой, как и ледовая, но уже железная дорога, проложенная по югу озера от порта Байкал до станции Танхой. Просуществовала трасса до 17 марта 1904 года, а в сентябре этого же года была завершена первая очередь Кругобайкальской железной дороги, и необходимость в ледовых дорогах по зимнему Байкалу отпала.