Ледовое царство Байкала. История ледовых дорог

Завершилось очередное путешествие по Байкалу съемочной группы ГТРК «Бурятия». На этот раз маршрут проходил от села Посольское до села Большого Голоустного Иркутской области.

visibility 732

В 19-ом – начале 20 века в это время через Байкал прокладывалась ледовая, казенная дорога. Она связывала Забайкалье с Иркутской губернией. С завершением строительства Кругобайкальской железной дороги в 1905 году, ледовая дорога через Байкал потеряла свою значимость.

Каменный маяк - Посольский монастырь остается за грядой торосов и далее путь лежит через ледовое поле Байкала. До села Большое Голоустное почти шестьдесят километров. В семнадцатом – восемнадцатом веках восточный и западный берега Сибирского моря связывало много общего. Это было единое монастырское хозяйство. Учитывая удобное расположение Посольского монастыря у устья реки Селенги, здесь ежегодно, когда становился лед, открывалась казенная ледовая дорога. Она связывала Иркутскую губернию с Забайкальем, Монголией и Китаем. Товары, продукты, почта, скот, перевозились, перегонялись по твердой глади озера. К копытам верблюдов, волов, лошадей прибивались специальные приспособления для устойчивости на гладкой, как зеркало, поверхности байкальского льда. От одного берега к другому тянулась длинная вереница подвод.

Владимир Жаров, корреспондент:

- До берега еще километров 20, лед радует, чистый лед. Становиться на ночлег будем в км 10 от берега.

Сегодня туристическое снаряжение позволяет организовать ночевку прямо на льду, но в то время такие остановки грозили большими неприятностями. Низкие температуры, шквалистый ветер, частые туманы, промоины и трещины для путника могли оказаться роковыми.

Этот путь от станции Голоустное до Посольска проделали и протопоп Аввакум, и декабристы, ученые и путешественники, среди которых был Витус Беринг, дипломаты Савва Рагузинский и любимец Петра Первого Абрам Петрович Ганибал, первый возвращался из Китая, а второй шел обустраивать Селенгинскую крепость. Эта дорога - исторический памятник Великой истории Российского государства. Памятник мужеству, стойкости, веры, любви к своему Отечеству. В 1904 году она приобрела характер фронтовой, как и ледовая, но уже железная дорога, проложенная по югу озера от порта Байкал до станции Танхой. Просуществовала трасса до 17 марта 1904 года, а в сентябре этого же года была завершена первая очередь Кругобайкальской железной дороги, и необходимость в ледовых дорогах по зимнему Байкалу отпала.

Автор: Владимир Жаров

Все свежие новости

Яндекс.Метрика