При рождении особенного ребенка ближе всего к проблемам его родителей – медицина. При трех поликлиниках города сегодня работают службы ранней помощи. Первая из них появилась в Улан-Удэ еще в 2009 году, тогда как соответствующая Концепция в стране была принята лишь в 2016-м. В столице Бурятии по созданию таких служб был освоен 30-млн-ый федеральный грант и теперь Республиканский Центр делится опытом со всей Россией. Здесь консультируют родителей особенных детей, направляют на реабилитацию, помогают в развитии ребенка. Законодательством также предусмотрены пособия и меры поддержки. Но, как и в любом деле, определяющим является человеческий фактор.
Игорь Шутенков – и.о. руководителя Администрации г. Улан-Удэ:
– Подготовить общество к принятию общества в свои ряды, для того, чтобы, придя в общество маленький человечек чувствовал себя комфортно. Мы же знаем, что дети бывают жестоки, поэтому надо готовить. Ради этого были приняты решения уже в прошлом году об увеличении количества психологов в школах, которые будут заниматься в том числе и этой работой.
Доступная или безбарьерная среда – термин сегодня знакомый многим. Это пандусы, мобильные подъемники и поручни, тактильные указатели, таблички и многое другое, что помогает людям с ограничением здоровья свободно передвигаться в пространстве. За 3 последних года на ее создание в Улан-Удэ было выделено более 33 млн-ов рублей: приобретены сенсорные комнаты, мобильные классы, спецоборудование, передвижные пандусы и автобусы. Для родителей разработана карта возможностей особого ребенка.
Ульяна Афанасьева – председатель Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ:
– Всего детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях и прикрепленных к школам Улан-Удэ на 1 сентября оставляло 1036, из них в общеобразовательных школах обучается 511, на дому – 525 детей.
Но при всех принятых усилиях доступная среда на сегодня полностью организована лишь в четырех новых школах Улан-Удэ из 55, частично – в 17. Из 47 детсадов только семь в городе доступны детишкам с инвалидностью и также частично. А из организаций допобразования только Дворец детско-юношеского творчества имеет пандус. Нерешенными остаются проблемы с тьютерами, сопровождающими в школах, организация летнего отдыха и еще много сложных вопросов, озвученных на заседании Консультативного Совета женщин.