Основная причина, по которой машины оказались на дне - пренебрежение мерами безопасности. Байкальский лед таит скрытую угрозу, выходы газа со дна озера образуют так называемые промоины, в которые и попадают незадачливые водители.
Газопроявления на Байкале известны давно, их фиксируют более 250 лет. Наиболее активное изучение выделения углеводородов проводилось в 30-е, 50-е, 90-е годы прошлого века с целью поиска месторождений нефти и газа, которыми Байкал может соперничать с другими регионами. В этом убедились участники экспедиции «Миры на Байкале» десять лет назад.
Арнольд Тулохонов, научный руководитель Байкальского института природопользования, научный руководитель экспедиции «Миры на Байкале», академик РАН:
- На дне Байкала очень много углеводорода, условно делятся на три категории, первый - самый простой, газ который выходит со да Байкала, особенно в дельте реки Селенга, в который попадают наши рыбаки.
Великолепие зимнего Байкала завораживает, особенно узоры, которые создает углеводород, стремящийся к поверхности. Природная газовая плита на тонком льду озера!
Михаил Лошкарёв, житель п. Селенгинск:
- Место привлекательное, здесь хорошо ловится рыба, но очень опасное, потому что в данном месте из-под земли выходит газ, газ образовывает воздушные пробки, которые опасны для рыбаков.
Илья Кошлюнов, корреспондент:
- Многие рыбаки найденные газовые ключи используют необычным образом, они сначала находят их, протыкают и поджигают и вот этот огонь можно использовать для того, чтобы разогреть чай.
Как говорится - «Не буди лихо, пока оно тихо». В результате такого эксперимента можно получить ожог, а не зная причину образования пузырей, можно и вовсе оказаться в воде. Снег и безветренная погода скрывают опасность угодить в промоину, а таких вдоль восточного побережья Великого озера предостаточно. Да и любой выезд на автомобиле на лед Байкала в неустановленном месте - это риск, который может повлечь за собой трагические последствия.