Владимир Базов, корреспондент: Вся история гуннской археологии начинается именно отсюда. С юга Бурятии, а именно из Кяхтинского района. Например, вот это – могильник Ильмовая падь. Здесь расположено несколько захоронений. И хоронили тут как обычных людей, так и высокую знать
Некрополь обнаружили еще в 90-е годы прошлого века, тогда успели только расчистить площадку. Однако после этого работы прекратились по банальной причине – не хватило денег. Да и не факт, что в гробницах что-то осталось. Как правило, вскоре после погребения могилы вскрывали грабители и выносили оттуда все, что представляло хоть какую-то ценность.
Биликто Базаров, научный сотрудник ФГБУН «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии» СО РАН, археолог: Беда, когда раскапываешь такие курганы очень мало антропологических находок, то есть получается они туда проникали внутрь и полностью его вытаскивали это тело наружу. То есть таким образом оскверняли эту могилу, каким-то образом измывались над ним.
Такие раскопки – всегда большой риск, ведь чтобы добраться до дна захоронения понадобится не один и не два полевых сезона. Глубина гробниц порой доходит до 17 метров, а это сравнимо с высотой пятиэтажного дома. Но и награда, в случае успеха, будет соразмерной. В Кяхтинском краеведческом музее хранятся различные артефакты гуннов раннего железного века.
Дмитрий Захаров, научный сотрудник ГАУК РБ «Кяхтинский краеведческий музей им. академика В.А. Обручева»: Это посмертный поясной ремень женщины, когда умирала женщина, одевали этот ремень, украшенный вот такими обвесами. И этот ремень показывал статус женщины, не богатство – но статус.
В Бурятии и по сей день ведутся раскопки древних поселений и некрополей гуннов. Археологи уверены, что бурятская земля таит еще немало секретов древнего народа.