Проблема осложняется ещё и грубыми нарушениями закона, которые допускают организации, ответственные за воспроизводство водных биоресурсов. Что это? Коррупция, неэффективная трата денег или неблагоприятные природные условия?
Ежегодно Бурятии на воспроизводство омуля выделяются федеральные деньги. До 2016-го года разведением этой рыбы у нас в регионе занимался Восточно-Сибирский центр рыбного хозяйства. Пристальное внимание прокуратуры к организации вскрыло вопиющие нарушения. В частности, выявили: Востсибрыбцентр фактически сорвал 20 договоров по выпуску молоди байкальского омуля. А это значит, что суммарно в реки Бурятии не были выпущены более 800 миллионов личинок этой рыбы.
Борис Марков, помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора: Проверкой установлено, что несмотря на то, что популяция байкальского омуля сокращена на сегодняшний момент, руководством Востсибрыбцентра были приняты решения в 15-ом, и еще до этого, в 14-ом году, о продаже, реализации икры байкальского омуля в Китайскую народную республику.
Личинки омуля продавались за рубеж, и это притом, что рыбзаводы Бурятии не видели необходимого сырья годами. Помимо этого, Востсибрыбцентр в 2014-ом году взял на себя обязательства по выпуску почти 6 миллионов единиц омуля в Байкал, Баргузин и Селенгу. Сумма контракта составила 20 миллионов рублей. Но и здесь ничего не получилось: контракт не исполнен, госпрограмма сорвана, интересы общества нарушены. Но и это не всё. Проверка выявила, что один из руководителей Востсибрыбцентра Василий Марочканич при устройстве на работу использовал подложный диплом.
Борис Марков, помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора: В ходе процессуальной проверки установлено, что Марочканич действительно не обучался, диплом ему не выдавался, кроме того, диплом имеет признаки подлога и фальсификации подписей, что подтверждено заключением эксперта.
Если в руководстве Востсибрыбцентра находились специалисты без образования, то, возможно, не стоит удивляться и тому, что так много контрактов сорвано, а омуля не выпущено в озёра и реки Бурятии. Задать вопросы лично топ-менеджерам организации нам не удалось. Василий Марочканич не пожелал встретиться и лишь через секретаря передал свои слова.
Он не желает больше давать интервью. Были печальные последствия, и он не хочет повторения подобного. Да, он хочет уйти.
Куда именно и на какую новую работу хочет уйти господин Марочканич пока остаётся загадкой. А между тем, отрасль, за которую отвечал в том числе и он, находится в кризисе. Сегодня все полномочия по искусственному разведению омуля переданы новой организации «Байкалрыбвод».
Пётр Брыков, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Бурятии: Для «Байкалрыбвода» предстоит очень большая работа. Как вы сами знаете, до Селенгинского рыбзавода омуль уже два года просто не доходил. То есть здесь должны рассматриваться вопросы реконструкции или строительства нового рыбзавода ниже по течению реки Селенги.
Глава Бурятии уже поручил Минсельхозу Бурятии провести проверку и выяснить насколько результативно шло разведение омуля на Байкале с 2012-го по 2016-ый годы. Судя по тем нарушениям, которые выявлены природоохранной прокуратурой, вполне вероятно, что скоро мы узнаем о новых шокирующих фактах.