Вот они, новые очистные поселка Турка. Суперсовременные блоки, четыре линии очистки. Оборудование нового поколения. Таких объектов по стране – единицы! Они могли бы очищать стоки почти на 100%, однако вот уже 5 лет стоят никому ненужными.
Нина Гуслякова, инженер «Локальных очистных сооружений»: Здесь же немецкое оборудование «Гранд фус» и насосы ила суперсовременное, это современнейшие очистные и жалко, что простаивает.
Парадокс, но построенный по последнему слову техники, объект не используется. Между тем, населению он крайне необходим. Сегодня в Турке очистных сооружений попросту нет, и люди вынуждены сливать стоки, куда придется. Разобраться в ситуации депутат Госдумы Николай Будуев приехал совместно с надзорными органами. Оказалось, что очистные возводились в рамках проекта «Байкальская Гавань», но, как известно, особая экономическая зона так и не вышла на планируемый этап развития, оставив жителей этих мест буквально ни с чем.
Виктор Суменков, глава МО «Туркинское сельское поселение»: Люди, конечно, ждали, нам красивую картину рисовали, со строительством зоны обеспечат насводой, но, к сожалению, вся инфраструктура дошла только до порта, а сейчас люди, не дождавшись ничего, бурят скважины.
Планировалось, что очистные будут обеспечивать резидентов турзоны, однако инвесторов здесь как не было, так и нет до сих пор. Вот эти полусгнившие брошенные строения – и есть несостоявшиеся бизнес-проекты.
Николай Будуев, депутат Государственной Думы России: Эта зона сколько лет у нас, с 2007 года обещают, обещают, что построят, так никто и не появился, не получится, что в 2019 году никого не будет, вот эти очистные сколько простоят на консервации? Никто не знает? Мы не хотим, чтоб они вечно стояли, мы понимаем, что Байкалу от этого не очень хорошо.
Построили на перспективу, которой может и не быть. Однако этот объект нужен жителям района и Байкалу уже сегодня. Но запустить его пока невозможно. Нет централизованной системы водоотведения и канализации. Нонсенс, но её даже не предусмотрели в проекте. Но зато предусмотрели избыточные мощности - полторы тысячи кубов в сутки, вместо реально прогнозируемых трёхсот.
Ирина Чистякова, заместительВосточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора: При строительстве необходимо было построить водопровод и канализацию, только тогда этот объект мог бы быть успешным, только тогда он мог обеспечить для Байкала охрану, потому что все стоки шли бы сюда. Для чего вообще проектировались такие огромные объёмы, хотя понятно, что они не будут обеспечены. Такое ощущение, что с закрытыми глазами вообще их проектируют, что это ошибка в проектировании, или намеренная ошибка, которая закладывается в техзадании нашими органами власти, чтобы раздуть цены на строительство? Это смело можно назвать неэффективным расходованием бюджетных федеральных денег.
Депутат Госдумы заявил о необходимости запуска хотя бы одной ветки очистных,которая бы собирала стоки с населения.
Николай Будуев, депутат Государственной Думы России: Мы понимаем, что есть ресурсы, за счёт которых можно очищать стоки с населения на Байкале, сегодня наша задача и моя как депутата, заставить местные власти, руководство Бурятии, обеспечить население канализацией и водоснабжением. Это позволит повысить качество жизни людей и решить проблему неочищенных стоков.
По мнению присутствующих, меры должны быть приняты в ближайшее время. Чтобы не пришлось столь уникальное оборудованиепопросту «списывать» - за истечением сроков эксплуатации.