Старейший буддийский храм Бурятии отметил 275 лет со дня основания

На юбилейные торжества Тамчинского дацана съехались ширээты ламы, учёные и паломники со всей России.

visibility 1872

Монгол-хатагин Лубсан Ахалдаев и первый Пандито хамбо лама Дамба Заяев - два легендарных имени, подаривших современникам Тамчинский дацан. Один указал место на западном берегу Гусиного озера, другой построил храм, ставший впоследствии важным центром развития традиционного буддизма в Бурятии.

Дамба Аюшеев XXIV Пандито Хамбо лама, глава Буддийской традиционной Сангхи России: Я когда в первый раз приехал сюда и наступил на эту землю, у меня в коленках была дрожь. Вы, хатагины, вы гордость нашего народа. 150 лет управлять буддизмом России и держать эту власть так жестко и сильно, я думаю, что вы, хатагины, должны этим гордиться. 

Сегодня этим наследием гордятся не только хатагины, а вся Россия. О храме, который в годы советской власти стал пристанищем для политзаключенных, пишут научные трактаты, издают книги. Сюда едут ученые, чтобы разгадать феномен, который помог сохранить святыню в годы атеистического лихолетья.

Михаил Харитонов, заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства Бурятии по развитию гражданских инициатив, кандидат исторических наук: Сейчас Тамчинский дацан является памятником федерального значения. Здесь проводятся такие мероприятия, в том числе вчера была научная конференция, которая осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Святость местности, избранную предками несколько столетий назад, чувствуют не только ламы, храм активно притягивает паломников. Туроператоры уже начали рассматривать Тамчинский дацан как туристическую Мекку Сибири. 

Солбон Аюшеев, ширээтэ лама Тамчинского дацана: Эта земля, эти стены они в колоссальной степени намолены. Эта та сила, которая не объяснишь проходящему туристу, у которого праздное любопытство, а тот, кто чувствует, которые обладают тонкой душевной организацией, они это всегда отмечают.

Андрей Белых как раз обладает такой тонкой душевной организацией. После всенародного хурала он продолжил свое участие в зрелищном турнире. Первый раз бурятский лук взял в руки пять лет назад, с тех пор с ним не расстается. Признается, стрелять без промаха помогает святое место.  

Андрей Белых, участник соревнований «Игры трёх мужей», п. Онохой Заиграевского района: Дочь младшая у меня стреляет из лука, она начала в этой секции стрелять, а я после нее уже пришел. 

На соседнем поле идет национальной борьба. В мертвой схватке застывают начинающие и уже признанные борцы. Победители завершают бой красивым мужественным танцем орла. Если храм собирает людей, значит он на пути к возрождению, говорят ламы и ставят перед собой особую задачу - сохранить величайшее наследие, которое мы получили от наших предков.

Автор: Инна Елизова

Оператор: Александр Тайбинов

Все свежие новости

Яндекс.Метрика