Сотни гектаров утопают в мусоре. Почему в республике не работают программы переработки отходов?

Критическая ситуация сложилась в республике в сфере переработки и утилизации мусора. Проекты, которые были запущены, потерпели фиаско, программы по ликвидации отходов оказались провальными. Итог - в регионе отсутствует грамотная система ликвидации мусора.

visibility 839

Мусорные свалки в Бурятии уже давно стали частью ландшафта. Об их вреде для экологии региона наслышан каждый. Выстроить грамотную политику в сфере сбора, сортировки, переработки и утилизации мусора пытались на всех уровнях. Начали вполне удачно. За счёт федеральной целевой программы «Экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья» построили целую сеть комплексов. Полигон, две мусоросортировочные станции и перерабатывающий завод с современными цехами. Весь процесс работал как часы. Станции сортировали до 1200 кубометров мусора в день, сырьё отправляли на Селенгинский ЦКК и в другие города для конечной переработки. Сегодня станции закрыты. Процесс стоит. Заводы оказались нерентабельны.

Анна Атанова, корреспондент: Сейчас положение удручающее. Мусоросортировочная станция не работает. Закрыты двери, нет рабочих. Процесс сортировки отходов стоит. Достаточно современное оборудование, способное перерабатывать тонны мусора, впустую простаивает, уже третий год невостребовано!

Свою убыточность хотели «покрыть» новыми тарифами, однако их не утвердили.

Солбон Гармаев, начальник участка утилизации мусоросортировочной станции: Достаточно был убыточный завод, потому что у нас тепловая, электроэнергия, всё дорогое, уже два с половиной года простаиваем. Чтобы убыток не нести, нужен тариф 90-100 рублей. 

Аналогичная ситуация и на другой, более новой мусоросортировочной станции. Построить - построили, но процесс заморожен. Двери закрыты, на заводе только сторож. В итоге - без сортировки весь мусор Улан-Удэ просто вывозят на полигон, который также работает на грани своих возможностей. О цивилизованных технологиях утилизации не может быть и речи. Отходы сваливают поверх прежних, утрамбовывают техникой. Говорят, «сдюжит» ещё год.

Анна Атанова, корреспондент: Ситуация на городском мусорном полигоне здесь, в поселке Вахмистрово, близка к критической. Полигон практически себя исчерпал, свой век и свои возможности. Несмотря на то, что сроки его эксплуатации еще не закончены, количество мусора растет в геометрической прогрессии. Чаши полигона оказались переполнены, высота навалов внушительна. Этот объект уже сейчас – словно мина замедленного действия.

С переработкой мусора также не всё в порядке. Единственный мусороперерабатывающий завод занимается только резиной. Ещё 3 года назад здесь утилизировали медицинские отходы. Сегодня цех на консервации. А ведь там за бюджетные деньги установлено дорогостоящее оборудование. Оказалось, что печь, способная сжигать опасные отходы, обходилась заводу слишком дорого.

Николай Зарубин, директор АО «Республиканский мусороперерабатывающий завод»: Цех проработал в 2013 году, он переработал 53 тонны отходов, получил убыток около 6 миллионов и приостановил свою деятельность. Слишком, я считаю, мощная печь, инсинератор сделан, недогружена, а так как она мощная, затраты на её эксплуатацию высокие.

В итоге большая часть отходов в регионе не перерабатывается. Однако попытки в этой сфере предпринимаются отдельными частными компаниями. Вот и одна из них. Здесь перерабатывают пластик, картон, бумагу, стекло, полимеры. Измельчают, дробят, прессуют – вторичное сырье отправляют в другие регионы, там на вторсырьё - спрос высокий.

Вячеслав Савчиков, директор мусороперерабатывающей компании: 60 % бытового мусора, его можно рассортировать и переработать. Вся проблема в сортировке. Те же мусоросортировочные заводы никак не могут наладить процесс.

Сегодня появилась надежда. В России с этого года кардинально меняется система обращения с мусором. Новый закон уже вступил в силу. Отныне вся деятельность по сбору и утилизации будет сосредоточена в руках региональных операторов. В субъектах должны появиться четкие схемы обращения с отходами. Бурятия готовится к этому.

Светлана Трофимова, начальник отдела Управления охраной окружающей среды Министерства природных ресурсов Бурятии: Вот этот закон федеральный, его суть направлена на то, что мы от захоронения отходов на полигонах должны перейти к переработке. К использованию вторичного сырья.

Планируется, что новый закон приведёт в порядок «мусорный» сектор. Автоматически должны заработать и замороженные ныне объекты, в планах правительства ещё один пункт – строительство мусоросжигающего завода, запуск которого сделает весь процесс рентабельным, а также улучшит экологическое здоровье региона, которое за эти годы изрядно расшаталось.

Автор: Анна Атанова

Оператор: Игорь Николайчук, Алексей Писарчук

Все свежие новости

Яндекс.Метрика