Тысячи нарушителей, тонны незаконно добытого омуля. Борьба с браконьерами продолжается

На Байкале инспекторы рыбоохраны ежедневно фиксируют факты незаконного лова омуля. 500 нарушений выявлено только за полгода, изъято более 2,5 тонн рыбы. Съёмочная группа нашей телерадиокомпании отправилась в рейд с рыбоохраной.

visibility 916

Александра Захарова, корреспондент: Их не пугают ни штрафы, ни Уголовный кодекс. В период формирования нерестилищ, когда рыба с глубины подходит на мелководье, рыбачить можно только на удочку, с количеством крючков не более двух. В некоторых местах, к примеру, как мыс Облом в Кабанском районе, запрещено и это. Однако закон писан не для всех. Чтобы убедиться в этом, мы решили отправиться в совместный рейд с сотрудниками рыбоохраны. 

Браконьеры любят оставаться в тени, потому отправляться решено в полночь. С собой только самое необходимое. Никаких опознавательных знаков, идём в полной темноте. Не проходит и пяти минут – как первые нарушители.

- Сети выбираем! Здравствуйте, сети выбираем. – Вы откуда? – С города. 

Городские браконьеры оказались смекалистыми. Сначала долго тянули сеть, потом и вовсе отрезали её ножом. Отговорка банальная.

- Что сети-то опустили?

- Подцепили мотором, видишь, обрезали.

- Документы имеются у вас?

- Имеются. 

- Можно посмотреть. 

- На берегу они. 

- Почему с собой не берете? 

- Забыли. 

Вот только не учли, что наша камера уже зафиксировала нарушение. Городские, как правило, встречаются редко. В основном, едут ради забавы. Местные - гости постоянные. Для них омуль, порой – единственное средство для выживания.  Их видно сразу - скромные лодки, особый акцент, всегда на рыбных местах.

Ночные романтики с Ольхона по всей видимости попадаются не в первый раз. Действия уж очень отлаженные – закрывают лица,  сетуют на жизнь, не оказывают сопротивления. 

 

Иван Бондарь,  браконьер: Закон нарушаем, ну попались, попались, что теперь сделаешь. Ваша работа – это, как говорится, ловить, а наша – убегать. Если не убежали, значит, наш минус, а ваш плюс, если убежали – ваш минус, наш плюс. 

В этот раз удача оказалась на стороне закона.  Да и не клевало, всего 7 рыбин, поздно поставили сеть, говорят нарушители.  Едем дальше.

Александра Захарова, корреспондент: Орудуют по отработанной схеме, выходят они, когда стемнеет - это примерно 11-12 часов, ставят сети, ждут пару часов, сворачиваются и уходят также незамеченными. Чтоб понять масштабы  проблемы, достаточно взглянуть на этот радар. Скажите, пожалуйста, где находимся мы, и где находятся браконьеры, и сколько их на данный момент? – На данный момент находятся 2  лодки, по 1 км от нас. 

Увеличиваем масштаб, и лодок сразу стало больше. Александр Куликов инспектором рыбоохраны работает около года. За время своей трудовой вахты его бригаду радар не подводил ни разу. Благодаря прибору, в среднем за ночь ловят примерно 10-15 экипажей с нарушителями.

Александр Куликов, государственный инспектор Байкало-Селенгинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Бурятии: Ведут себя маленько настороженно, стараются не разговаривать, то есть документов, бывает, что у них нет с собой. Ну, есть вся связь, всё , созваниваемся с местным отделением милиции, паспортные данные , всё выясняется. Бывает, что убегают, погони. 

Поучаствовать в погоне удалось побывать и нам. К сожалению, догнать браконьеров не удалось. Зато познакомились с нарушителями с иркутской стороны.  

Хорошего улова в эту ночь у браконьеров не получилось. Рыбы нет.

Возвращались мы уже с рассветом. На берег сотрудники рыбоохраны выложили  всё, что было изъято. В тонких самодельных сетях, сваленных в кучу, килограммы омуля, над сохранением популяции которого трудятся учёные со всей России. После – составление отчёта, недолгий отдых и снова в ночной рейд.

Анатолий Суворов, главный государственный инспектор Байкало-Селенгинского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны Бурятии: Сезон у нас идёт круглый год, без остановки, значит, на сегодня Байкало-Селенгинским межрайонным отделом контроля, надзора и рыбоохраны выявлено 480  нарушителей правил рыболовства,  к сожалению, уголовных дел, в этом году ещё нету, изъято более 2,5 тонн  рыбы, и огромное количество сетей, вы сегодня видели, изымается у браконьеров. Орудуют в основном жители Иркутской области, жители Бурятии, и вот даже последнее время стали приходить жители Баргузинского района, потому что там видимо рыбы не стало. То есть где рыба, там и браконьеры. 

Призывать к совести бесполезно. Пока доступны рыбацкие снасти, и есть социальная напряженность среди местного населения, браконьерское дело будет процветать. Решить проблему, по мнению инспекторов, возможно, помогут ужесточение мер и введение полного запрета на вылов омуля. В противном случае знаменитый байкальский эндемик останется только на страницах энциклопедий. 

Автор: Александра Захарова

Оператор: Николай Манжуев

Все свежие новости

Яндекс.Метрика