Архив газеты «Судьба» оцифровали

Все выпуски уникального издания международного Союза бывших малолетних узников фашизма размещены на интернет-ресурсе Бурятика.ру. Газету, издаваемую в республике, знают везде, где живут жертвы фашизма.

visibility 1060

23 года ее создает бессменный главный редактор - Леонид Кириллович Синегрибов. О судьбе и ее авторах - малолетних узниках фашизма - в сюжете нашего корреспондента.

«№79666: В Освенцим прибыла на третьем месяце беременности. Когда я родила девочку, то ее забрали в крематорий». 

«№ 61659: … потом нас разлучили с мамой. Стоял такой крик. А надсмотрщицы лупили всех плетками». 

Авторы этих строк чудом выжили в фашистской неволе. И сегодня продолжают свидетельствовать о преступлениях нацистов. Свои письма с воспоминаниями малолетние узники фашизма присылают в газету «Судьба». Такой обширной почты, наверное, нет ни у одного издания, - говорит главный редактор газеты Леонид Кириллович Синегрибов. 

- Почта огромная. Ни одна газета Бурятии не получает столько писем, сколько получает газета “Судьба”. А письма какие! Я выпускаю целые номера, которые так и называют – почта «Судьбы», «Мы еще живы». Например. Бывшие узники. Дети. Первые часы и дни освобождения. Перед приходом Красной Армии фашисты заразили нас трахомой, стригущим лишаем и др.болезнями. вот почему мы так долго лечились, – рассказывает он. 

В каждом письме – трагическая история семьи, боль пережитых испытаний.

- А вот пишет женщина. Ехали мы долго, главной темой разговоров о родине, о доме, где, как надеялись, нас ждут мамы. Наверное, то и дело выбегают за околицу. В дороге нам выдали конфеты, но мы их не ели, откладывали в качестве гостинца мамам, – продолжает он. 

Такое не забывается, - говорят те, кто пережил ужасы фашистских лагерей. У Раисы Петровны Кузиной вся семья побывала в немецкой неволе. Она  была совсем малышкой, когда их привезли в концлагерь. Пожилая женщина вспоминает, как днем голодных детей выгоняли из бараков и заставляли убирать лагерный двор.

- Около нашего лагеря проходили полячки, они иногда бросали нам хлебца, кто шоколадку. Но нас детей там много было, мы все набрасывались. А немецкий полицай, который ходил с овчаркой, он овчарку спустит, ребенок не успеет подойти, схватить что-то. Кто схватит быстрее: собака или ребенок. И был  такой случай, что одна девочка, мы ее звали Валерия. Ее покусали так, что она долго-долго лежала, – говорит она. 

Надежда Ивановна Щёлокова в лагерь попала ребенком, но до сих  пор хорошо помнит лица своих надзирателей.

- В Шарковщине Витебской области прошел слух, что будут отбирать детей. И я помню, пришел красивый такой немец, холеный, и полицаи, местные. И на коленях женщины ползли, в ноги кланялись, чтобы не отбирали детей, – рассказывает она. 

Эти свидетельства предупреждают грядущие поколения о том, что насилие над человеческой личностью недопустимо, - подчеркивает главный редактор “Судьбы” Леонид Кириллович Синегрибов. За 23 года своего существования издание  создало уникальный архив, который теперь оцифрован и доступен для изучения.

Автор: Алла Мальцева

Все свежие новости

Яндекс.Метрика