Депутаты Народного Хурала рассматривают возможность создания специализированных центров в каждом районе республики. Пока же в регионе действует всего одно учреждение, где работают с детьми-инвалидами с их рождения. Также в республике развивается инклюзивное образование. 15 января на встрече с представителями Великого Государственного Хурала Монголии бурятские депутаты поделились наработками в этой сфере. Подробности расскажет наш корреспондент.
Особое внимание – инвалидам. В последние годы в республике активно идет создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это не только обустройство пандусов и лифтов, но и, в первую очередь, предоставление им возможности получать образование наравне со здоровыми людьми. Сейчас в Бурятии несколько школ, где разработаны индивидуальные образовательные программы для инвалидов с учетом их возможностей. Так, например, детям с ДЦП, которые не могут научиться писать ручкой, помогают освоить набор текста на клавиатуре. Однако есть ребята, которые по состоянию здоровья большую часть учебного года проводят в больнице. Для них в лечебных учреждениях создаются условия для получения знаний, рассказывает начальник отдела специального образования Минобраза Бурятии Доржи Фролов.
- Организовано обучение детей, находящихся на длительном лечении в онкологическом и нефрологическом отделениях Детской республиканкой клинической больницы. Оборудованы рабочие места для детей, обеспечен доступ к сети Интернет, поставлено специализированное компьютерное оборудование, – сообщил он.
Также в Бурятии существуют специальные коррекционные школы, в которых обучаются слепые и глухие дети, а также ребята с серьезным отставанием в развитии. Между тем, как показывает опыт, грамотная работа с ребятами с дошкольного возраста позволяет научить их взаимодействовать с другими людьми. Для того, чтобы подготовить малыша к обучению, в центре раннего развития«Солнышко» используются разные методики, рассказала директор учреждения Тамара Бидагаева.
- Принцип реабилитации детей строится на игре. Но игра специальная, которая определяется для конкретного ребенка, носит развивающий, корректирующий характер. Применяются различные развивающие пособия, игры на сенсорную интеграцию, визуальное расписание, средства альтернативной коммуникации. Сейчас в структуру занятий входят у нас фитнес и обязательно посещение бассейна, – отметила она.
Система ранней помощи достаточно эффективная, но в Бурятии пока действует только один подобный центр. Одновременно здесь могут принять максимум 150 детей и только из Улан-Удэ. В то время как потребность в таких развивающих учреждениях намного выше. Поэтому необходимо создать такие центры по всей республике, считает председатель комитета по социальной политике Народного Хурала Александр Стопичев.
- С детьми нужно работать на ранней стадии. Не тогда, когда он пошел в школу, и эта проблемы высветилась. Нужно работать до 3-х, до 5 лет максимум. И вот эта тема – ранняя реабилитация, мы ее постоянно поднимаем, – рассказал он. – Сказать, что мы полностью охватили всех детей, мы не можем. У нас по большому счету только город, и то не в полном объеме. Хотя мы каждый раз этот вопрос поднимаем, что в каждом районе такие службы должны быть созданы. Здесь один недостаток у нас как всегда – финансовый.
И все же у Бурятии есть, чему поучиться. Так, опыт республики, возможно, внедрят в Монголии, где система реабилитации детей с инвалидностью пока не отлажена.