Можно ли присвоить мировое наследие? В Бурятии вскрылись детали странной сделки

В  Бурятии выявлен  беспрецедентный факт, связанный  с приватизацией участка  прибрежной  зоны  Байкала. Во время  прокурорской поверки обнаружилось, что часть водной акватории  мирового наследия Юнеско отдана в частную собственность.

visibility 801

В Бурятии выявлен беспрецедентный факт, связанный с приватизацией участка прибрежной зоны Байкала. Во время прокурорской поверки обнаружилось, что часть водной акватории мирового наследия Юнеско отдана в частную собственность. 

В это трудно поверить, однако факты прокурорской проверки шокируют: часть священного озера Байкал - объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, оказалась отданной в частные руки. Факт приватизации вскрылся случайно. Оказалось, что эта история имеет многолетнюю давность. 
 

Анна Атанова, корреспондент:  
- Мы находимся на берегу Байкала. Отсюда волны Байкала уходят в местность Ковш поселка Выдрино, в участок территории, которая, как бы это ни парадоксально звучало, по документам является объектом недвижимого имущества, и сегодня 230 тысяч кубометров принадлежат не государству, а частным лицам. 

Вот он, этот залив. Сейчас покрыт снегом, говорят, сюда приходят рыбачить местные. Именно этот участок принадлежит трем физическим лицам. Все произошло в 1992 году. Этот искусственный залив был создан местным предприятием - Байкальской лесоперевалочной базой, которое многие годы являлось градообразующим для Выдрино. Бывший директор компании рассказал, как создавали залив. 
 

Владимир Заря, экс-руководитель «Байкальской лесоперевалочной базы»:
- Взорвали тогда перемычку, и вода из Байкала пошла. 

Позже лесобаза прекратила свою деятельность. Сыграл свою роль закон об охране озера. Госкомимуществом Бурятской АССР было принято решение о приватизации учреждения и всего имущества, вот тогда-то в список и был включен этот причал, его назвали - ковшом. По бумагам никому и в голову не могло прийти, что в реальности это далеко не простое сооружение. 

Ирина Чистякова, старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора: 
- Все это приобреталось именно под видом сооружения, хотя на самом деле, хотя достоверно было известно, что это часть водного объекта. Хотя государственным планом приватизации в 1992 году было четко прописано, и введен запрет на приватизацию недр, лесных ресурсов, водных. Этот запрет не был соблюден государственным комитетом по имуществу. 

Дальше история закручивается по хорошо продуманному сценарию. Лесобаза реорганизуется в акционерное общество «Снежное», которое позже банкротится. Все имущество, в том числе, и залив, уходит с молотка. Его приобретают 3 физических лица, которые позже заявят о намерении приватизировать и участок земли, принадлежащий ковшу. Абсурд всей этой истории заключается в том, что, по сути, земельный котлован сооружения - не иначе как дно Байкала. 

Ирина Чистякова, старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора: 
- Они обратились уже в администрацию Кабанского района для приобретения земельного участка, который расположен под данным сооружением, именно так это преподносилось в государственных органах. Администрация района, невзирая на данный факт, передала в собственность земельный участок, расположенный под частью акватории озера Байкал. 

Позже собственники начали продавать доли. Участки оказывались в разных руках. Всё было рассчитано так, чтобы никто не смог позже лишить владельцев столь «лакомого» имущества. 

Ирина Чистякова, старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора: 
- Это люди, сделки с которыми совершались, являются жителями Иркутска, Москвы, есть даже житель Канады. Совершено было 8 сделок по купле-продаже и дарению части акватории озера Байкал, в итоге, вся акватория, часть акватории данного имущества, оказалась в руках одного физического лица, который первоначально приобретал в собственность на аукционе данное имущество – что прямо свидетельствует о притворном характере совершаемых сделок. 

В Минимуществе республики с этим не согласны. 

Алексей Шиханов, начальник юридического отдела Министерства имущественных и земельных отношений Бурятии: 
- Предметом приватизации не было как таковое водное пространство, то есть водные ресурсы озера. Само сооружение - это объект недвижимого имущества, водное пространство в состав этого сооружения не входит, фактически можно вычерпать всю эту воду. 

Такая логика вводит в ступор. Получается, объект раздробили на части: грубо говоря, дно отделили от воды. Ведь котлован - неразрывно связан с Байкалом. 

Валентина Вильянова заместитель главы сельского поселения «Выдринское»: 
- Ну, фактически, ковш – это водный объект, туда заходит вода Байкала? - Ну конечно, она же соприкасается с берегом Байкала, это и есть как бы продолжение этой воды, это, естественно,  вода Байкала. 

Ихтиологи, проводившие исследования этой зоны, недоумевают: нонсенс, да и только. Пробы показали, экосистема котлована заселена байкальской флорой и фауной. 

Дмитрий Дроздов, главный специалист ФГБУ «Байкалрыбвод»: 
- Это акватория Байкала, по всем признакам она соответствует озеру. Можно сказать, это полноценные заливы. 

В Администрации Кабанского района в документах тех лет не видят ничего крамольного. По бумагам, для отказа в выдаче земли не было причин. Но выезжали ли на место специалисты, делающие отвод фактически байкальской земли, неизвестно. Оказалось, что сейчас всю эту территорию хотят превратить в особую экономическую зону. Интерес владельцев ковша теперь налицо. 

Олег Халтуев,  и.о. главы Администрации МО «Кабанский район»:  
- А если они захотят продать, придется выкупать у них? Я думаю, что там возможны разные варианты, если это будет выгодно РБ или Кабанскому району, я думаю, здесь будут условия для переговоров по реализации этих мест.

Какой поворот событий будет в этом случае, предугадать несложно. Главное, чтобы покупка этого залива не стоила региону внушительных средств. Сегодня природоохранным прокурором направлен иск в суд. Задача – аннулировать сделки и вернуть приватизированную часть Байкала в собственность государства. Жители Выдрино уверены, уникальный объект природы не товар, который как колбасу на рынке можно делить и продавать. 

Владимир Заря, житель поселка Выдрино:  
- Байкал должен принадлежать всем, всему народу, государству. 

Автор: Анна Атанова

Оператор: Анатолий Пляскин, Николай Манжуев, Амаржаргал Жанчивын

Все свежие новости

Яндекс.Метрика