Негативные последствия деятельности Джидинского вольфрамомолибденового комбината до сих пор дают о себе знать

Прошло  17 лет, однако токсичные  отходы продолжают заражать  природу  и подрывать здоровье жителей Закаменского  района. Чтобы  предотвратить  экологическую катастрофу,  была запущена  Федеральная  целевая программа, однако,  как  выяснилось, реализуется она с большими  проблемами.

visibility 1417
Прошло 17 лет, однако токсичные отходы продолжают заражать природу и подрывать здоровье жителей Закаменского района. Чтобы предотвратить экологическую катастрофу, была запущена Федеральная целевая программа, однако, как выяснилось, реализуется она с большими проблемами.

Анна Атанова, корреспондент:

- Эта территория - одна из самых темных точек на карте республики. Известна всем своей крайне неблагополучной экологической ситуацией, фактически все эти земли - зона экологического бедствия. Причина природной катастрофы -Джидинский вольфрамомолибденовый комбинат, который травил людей и природу почти полвека, многолетние лабораторные исследования не раз подтверждали, что воздух здесь отравлен, вода заражена, земля мертвая, такое ощущение, что находишься на другой планете. 

Дорога, ведущая к руинам Джидакомбината, вся в выбоинах, сейчас здесь полная разруха, о производстве напоминают лишь горы отходов. Площадь экологически неблагоприятной территории - 867 гектаров. Разработка месторождения началась еще в 1934 году, и уже в 40-ых  комбинат дает 80% общесоюзной добычи вольфрама. Из 100 тонн, производимого в стране молибдена, 30 – у горняков Джиды. Комбинат одновременно был жизнью Закаменска и его проклятьем. За годы работы здесь скопилось больше 40 миллионов тонн отходов, содержащих опасные химические вещества. 

Марина Батясова, жительница Закаменска:

- Все перерабатывалось, и отходы ссыпались сюда, мы жили на этой фабрике, песка речного не было завезено, и мы вот детьми на этих песках играли. 

- На техногенных? 

- На техногенных, естественно,  болели. 

Валентина Потапова, жительница Закаменска: 

- Мы выросли на этих песках, эти техногенные пески были всегда с нами, никто не говорил, что они вообще вредны для нашего здоровья.

Спустя несколько лет после закрытия комбината, в 2013 году в Бурятии начались мероприятия по ликвидации ущерба, удалось войти в Федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал», которая реализуется по сей день и рассчитана до 2020 года. Цена проекта – около 3-х миллиардов рублей. Очистить Закаменск от отходов доверили компании ЗАО «Закаменск». И уже сейчас чиновники отчитываются об улучшении экологии. 

Александр Лбов, заместитель министра природных ресурсов Бурятии:

- Мы вывезли больше 2 миллионов 300 тонн загрязняющих город Закаменск песков, провели рекультивацию на территории 2000 га. Есть установленный индикатор по загрязнению химических веществ в почве. Если до начала работ некоторые вещества достигали 100 пдк, то после проведения работ у нас есть заключения, мы индикатор выполняем,  особых проблем нет. Пыления сейчас никакого нет. Все жители довольны. 

Однако радость оказалась недолгой. Отходы с загрязненной территории, действительно, убрали, но недалеко, на Барун-Нарынское хвостохранилище, находящееся всего в полутора км от города, при ветре пыль от фабричных песков вновь стала «досаждать» закаменцам.

Валентина Потапова, жительница Закаменска: 

- Ну сколько до города посмотрите сами, все же рядом, вот эта пыль она и стоит у нас в городе. 

- Вы ощущаете эту пыль? 

- Конечно, ощущаем, она у нас на балконах, на окнах.

Этой ситуацией заинтересовалась Природоохранная прокуратура. 

Ирина Чистякова, старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора: 

- Установлено, что сбор техногенных песков осуществляется на ненадлежащем уровне, поскольку проведенные анализы почвы, освобожденной от техногенных песков, показали, что она также загрязнена, и уровень ее также является опасным. Все эти техногенные пески были размещены на землях населенных пунктов, ни самим проектом, ни организацией не принято мер, чтоб создать место для размещения промышленных отходов, Фактически отходы размещены в 1,5 км от Закаменска,  причем выше по рельефу местности от города, то есть создана предпосылка для повторного загрязнения окрестностей города техногенными отходами при любом ветре, бурях, эти отходы вторично будут ложиться на то же место, откуда их собрали. 

В Минприроды Бурятии, напротив, уверены в эффективности мероприятий. Мол, очищали все досконально, а почву даже подвергли биологической рекультивации.

Александр Лбов, заместитель министра природных ресурсов Бурятии:  

- Вывоз, очистка территории до материнского грунта, нанесение грунта растительного слоя и биологическая высадка травы и деревьев. 

Однако, стало известно, как на самом деле проводились работы по восстановлению пострадавшего земельного покрова. 

Ирина Чистякова, старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора: 

- Биологическая рекультивация этих земель также не соответствует требованиям законодательства, поскольку деревья были посажены фактически в эти же техногенные пески. 

Как оказалось, масштабный проект по ликвидации последствий был реализован без проведения государственной экологической экспертизы,  и тогда эти риски были бы предусмотрены. 

Ирина Чистякова, старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора:

- Предприятием должны быть приняты меры, чтоб ликвидировать эти последствия и не допустить, если бы проект прошел госэкспертизу, то местом для размещения отходов никак не могли бы  явиться земли населенных пунктов, всего лишь в полутора км от Закаменска. Сразу стоит вопрос: а в чем тогда ликвидация экологических последствий? Если само по себе загрязнение не ликвидировано. 

Между тем, жители Закаменска, давно живущие в зоне экологического бедствия, жалуются: здоровье их подорвано. 

Антонина Ловцова, жительница Закаменска: 

- Как начали эти пески шевелить, так и началось у меня, не пойму, отчего из носа бежит, вода, из глаз вода, астма вроде. 

Валентина Потапова, жительница Закаменска: 

- Это вот базалиома носа, в 2000-ом сделали, и опять возвратилась болезнь. 

- Вы считаете, это последствия? 

- Да, именно, только наша экология. 

Жители жалуются на высокую смертность, немудрено, ведь вредность этих веществ уже доказана. В них - тяжелые металлы и токсичная субмикронная пыль. Рудничные воды, накопившиеся в штольнях, впадают в реку Модонкуль, которая сегодня является самым грязным водным объектом в Байкальском регионе. Речка впадает в Селенгу, затем и в Байкал. Чтобы продолжить мероприятия по ликвидации ущерба, в этом году Минприроды заключило очередной контракт. В первом пункте техзадания для подрядчика значилась очистка территории Закаменска и его окрестностей от техногенных песков. И вновь без экологической экспертизы. Прокуратура снова дает на это запрет, со стороны ведомства последовало весьма неординарное решение.

Ирина Чистякова,  старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора: 

- Из проекта фактически были исключены мероприятия по сбору техногенных песков, все работы сводятся к тому, что нетехногенные пески, которые расположены по всем улицам Закаменска, и это подтверждается лабораторными исследованиями, проведенными в ходе прокурорской проверки, будут выложены тротуары, фактическим на отходы техногенные будут выложены тротуары, и эти отходы будут просто забетонированы. 

Александр Лбов, заместитель министра природных ресурсов Бурятии: 

- Там никаких отходов,  их просто нет. Там, скажем, загрязненная территория, это не отходы. У нас остался там участок более 40 га и 700 тысяч кубов в черте Закаменска, которые необходимо рекультивировать, в настоящее время мы прорабатываем вопрос, как это сделать. 

Жители Закаменска показывают, подчистить еще надо, отходы в окрестностях остались.

Ирина Чистякова,  старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора:

- Цель ФЦП в полной мере достигнута не будет, потому что если отходы собираются не в полном объеме, а только их часть - земля, почва и подземные воды остаются загрязненными, результаты обследований на территории города Закаменска они показывают, что отходы там лежат, их нужно собирать , собирать до того слоя почвы, который не загрязнен, только тогда будет эффект. 

Сегодня эта ситуация на контроле у главы региона.

Вячеслав Наговицын, Глава Бурятии: 

- В этом году планировалось еще продолжить вывозить эти пески, но Прокуратура сделала справедливое замечание о том, что эти пески относятся к экологически опасным объектам, и их нельзя по простой экспертизе, нужно обязательно делать, поэтому она в уставном порядке зимой пройдет экспертизу, и уже в соответствии со всеми нормативными актами, будет удаляться. 

Что же касается компании ЗАО «Закаменск», здесь история отдельная. Все дело в отходах, на которые раньше никто не обращал внимания, считая промышленным мусором, позже выяснилось, что эти кучи - ценное сырье, в них содержится огромное количество вольфрама, молибдена и даже золота. С помощью современных технологий их можно извлекать, перерабатывая вторично. Этим-то и решило заняться ЗАО «Закаменск». Однако и здесь не обошлось без нарушений. 

Ирина Чистякова, старший помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора: 

- Горнообогатительная фабрика работала на тот момент в опытном режиме без заключения госэкспертизы, фактически осуществлялась незаконная деятельность фабрики по извлечению вольфрама и молибдена из собранных песков. 

На деле все складывается весьма печально, компания, которой доверено обезвредить опасные отходы и избавить жителей от вредных последствий, подвергает закаменцев риску. Экологи уже сейчас бьют тревогу, все это может возыметь обратный эффект. 

Сергей Шапхаев, эколог:  

- Количество этих отходов будет увеличиваться, оно должно уменьшаться, а будет увеличиваться, потому что проект работы фабрики не прошел госэкспертизу, ни экологическую экспертизу, уже 7 лет работает без всяких экспертиз, находится без контроля. И это безобразие, оно продолжается 7 лет. ЗАО «Закаменск», ей были выделены деньги, что они уменьшат этот накопленный ущерб, получается, что за государственный счет, получив полмиллиарда рублей федеральных, они перетащили эти отходы на свою площадку. И вместо того, чтоб их обезопасить, они снова воспроизводят. Если отходы не будут обезврежены, то можно сказать, что деньги были потрачены не совсем эффективно. 

И еще один минус для государства, фирма имеет долги по налогам, около 40 миллионов рублей. В отношении ЗАО «Закаменск» было возбуждено 5 административных правонарушений, предприятие оштрафовано на 3 миллиона рублей. Его деятельность приостановлена. Жители надеются, что в будущем мероприятия по ликвидации ущерба будут производиться на совесть, иначе об экологической реабилитации самой «грязной» точки региона говорить, увы, не придется. 

Автор: Анна Атанова

Оператор: Алексей Писарчук

Фото: irk.ru

Сюжет можно посмотреть в выпуске итоговой передачи "События недели" от 25 октября 2015 года. 

Все свежие новости

Яндекс.Метрика