Доступные цены или уловка маркетологов? Оправдывают ли социальные магазины свой статус?
Как ни характеризуй текущую ситуацию, факты, цифры и результаты статистических наблюдений говорят сами за себя. Покупательская способность жителей Бурятии упала. Люди стали экономить, и в том числе на продуктах. Социальные магазины должны были стать подспорьем для граждан в непростые времена.
Социальные магазины стали появляться в Бурятии в эпоху кризиса 2008-го года. Главная миссия проекта – обеспечить население продуктами по доступным ценам. За 7 лет их число то уменьшалось, то увеличивалось, но на рынке республики эти магазины остались. Геннадий Иванович специально приезжает в Улан-Удэ из Тарбагатайского района. По его словам, покупки здесь, помогают сберечь семейный бюджет.
Геннадий, посетитель социального магазина:
- Мы, допустим, живем в районе. Там чуть ли не в полтора раза дороже цены, здесь дешевле. Мы с района приезжаем сюда, здесь покупаем и едем домой.
Специалисты подтверждают: в непростые экономические времена роль социальных магазинов возрастает. И это закономерно. Покупательская способность падает, а в таких точках накрутка на продукты не превышает 10 процентов от цены закупки. Однако так ли ощутима эта разница? Среди покупателей единого мнения нет.
- Одинаково, что социальный, не социальный. Цены одинаковые, по-моему, мнению.
- Цены вообще, вот такие! Больше не могу ничего сказать. Всегда сюда ходим.
- Цены точно такие же. Не ниже.
- Конечно ниже. Вы и сами должны были понять, что ниже, в социальном.
Александр Масляков корреспондент:
- Действительно ли цены в социальных магазинах ниже, и если ниже, то насколько. Перед этим мы посетили обычный, то есть не социальный магазин, и теперь давайте сравним разницу в стоимости некоторых продуктов питания.
- Хлеб пшеничный первый сорт. Несомненно, он является одним из наиболее популярных и покупаемых товаров. Если в обычном магазине той же самой торговой сети он стоит 14 рублей 50 копеек, то здесь как мы видим он стоит 13 рублей 99 копеек.
Мука. На полках обычного магазина 2 килограмма муки этой марки стоит 43 рубля 90 копеек, здесь же в социальном магазине мы видим, что стоимость составляет 43 рубля 68 копеек.
- Ну и, к примеру, молоко. Если в не социальном магазине упаковка молоко такого же поставщика, с таким же процентом жирности стоит 39 рублей, то здесь эта стоимость равна 38 рублям.
Как видим, разница в ценах на отдельные продукты не всегда превышает даже один рубль. Возможно, поэтому особого ажиотажа в социальных магазинах мы не заметили. Покупателей здесь столько же, а может быть и меньше чем в обычных маркетах. В Минпромторге объясняют это тем, что, во-первых, люди покупают товары там, где им удобнее, а, во-вторых, перечень продуктов, на которые установлены сниженные цены, ограничен.
Алексей Оловянников, заместитель министра промышленности и торговли Бурятии:
- Все равно вот эти социальные цены они дают свою лепту, да, вносят в конкуренцию. То есть уровень цены все равно падает на определенные товары, и соседние магазины видят, что вот в этом магазине уровень цены ниже, и я думаю, тоже задумаются, когда устанавливают процент накрутки на аналогичный товар в своем магазине.
Официальные данные подтверждают, такие торговые точки оказывают влияние на ценовую политику в регионе. Но вместе с тем, та же статистика демонстрирует, что социальных магазинов в Бурятии становится меньше. Не все предприниматели справляются с взятыми обязательствами. Только с начала года в республике стало на 31 социальный магазин меньше. И сегодня их насчитывается 74. Удастся ли переломить эту тенденцию, будет зависеть от общего состояния экономики республики.
Автор: Александр Масляков
Оператор: Николай Манжуев
Фото: telefakt.ru