В этом году в Арбитражный суд поступил иск «Российского авторского общества» к одному из столичных кинотеатров о взыскании крупной суммы денег. Почем сегодня авторское право, и что ждет развлекательную сферу Бурятии?
Дела о «Маше и медведе» и «Смешариках» находятся в суде. Согласно искам Дальневосточного филиала «Российского авторского права», за использование изображений мультяшных героев на сувенирах, ручках и тетрадках индивидуальные предприниматели Бурятии обязаны компенсировать авторское вознаграждение. Ужесточения в законе коснулись и кинотеатров.
Анна Дергаусова, корреспондент:
- Это раньше кинофильм воспринимался как единое произведение, права на который оплачивались раз и навсегда. Теперь за музыку, звучащую в кинофильме, кинопрокатчику придется раскошелиться. В противном случае за нарушение авторских прав грозит и судебное разбирательство.
Впервые кинотеатры Улан-Удэ заставили нести финансовую ответственность еще в 2007 году. Возможно, кинопрокатчикам этого удалось бы избежать. Но вот уже восьмой год права звезд отечественного и зарубежного шоу-бизнеса отстаивает «Российское авторское общество», филиал которого есть и в республике. Так, в Арбитражном суде Бурятии рассматривается иск «РАО» к столичному кинотеатру «Пиплс Синема». По мнению истцов, кинопрокатчик должен авторам музыки несколько миллионов рублей за показ 55 фильмов.
Евгений Мункуев, пресс-секретарь Арбитражного суда Бурятии:
- 3 апреля 2014 года Общероссийская общественная организация «РАО» к ИП Копосовой Нине Николаевне с иском на сумму 19 500 рублей 40 копеек. 7 апреля данное исковое заявление было принято к рассмотрению. В судебном 25 августа сумма была увеличена до порядка 4 миллионов рублей.
Согласно иску, композиторы Марко Белтрами, Томас Ванкер, Эйтор Перейра ждут своих гонораров за саундтреки к фильмам «Россомаха: Бессмертный», «Штурм белого дома», «Смурфики-2» и другие. Помимо этого, в суде находятся еще около 60 дел, где главными героями стали популярные мультяшные герои «Маша и медведь», «Смешарики», изображенные на сувенирах и канцтоварах.
Алдар Эрдынеев, юрист:
- В составе произведения есть отдельные картинки, которые рисуются режиссерами-постановщиками, есть сценарии, есть композиции, сочиненные отдельными композиторами. На все такие отдельные компоненты у нас есть правообладатель, который вправе потребовать вознаграждение за свое использование.
Согласно действующему законодательству, авторам музыки, звучащей в кинофильме, положено вознаграждение в размере 3% от стоимости сбора за прокат фильма. О чем подчас забывают кинопрокатчики. Избежать подобных бюрократических проволочек можно было бы, заключив договор с композиторами, либо провести переговоры с Российским авторским обществом. И если последнее еще возможно, то выйти на иностранных авторов местным кинопрокатчикам – просто нереально. Однако в РАО считают иначе. Но вот доходят ли эти деньги до зарубежных композиторов?
Представитель ООО «Российское авторское общество», г. Москва:
- В каждой стране есть такое общество авторское, в которое входят свои местные национальные авторы и со всеми такими обществами у РАО есть договора. По этим договорам мы распределяем им деньги, и они уже со своими авторами сами разбираются.
По словам предпринимателей, прозрачность потоков внутри общества оценить трудно, да и страдают в конечном итоге, потребители. Ведь любые финансовые нюансы отражаются на цене билетов. Что касается столичного кинотеатра «Пиплс Синема», от каких-либо комментариев сотрудники отказались. Возможную точку в затянувшемся деле поставит заседание суда, которое намечено на 30 октября.
Автор: Анна Дергаусова
Операторы: Бато Гармын, Александр Тайбинов
Фото: gazprom.ru