Спектакль «Манкурт» поставлен по отрывку из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Согласно легенде, во время войн среди кочевников одно племя делало из пленников манкуртов – безвольных рабов.
На бритую голову пленника надевали шири – кусок шкуры только что заколотого верблюда. Связывали руки и ноги, чтобы он не мог ни снять эту «шапку», ни коснуться головой земли, и оставляли под палящим солнцем в степи. По мере высыхания шапка сдавливала череп – кто-то погибал от невыносимых мук, кто-то сходил с ума, а тот, кто выживал, – начисто лишался памяти. Всё самое дорогое: кто он, откуда, родина, мать, отец, собственное имя – всё забывалось, и человек становился идеальным рабом. Герой Айтматова, став таким манкуртом, убивает собственную мать, которая нашла его в степи и попыталась увезти из плена.
Метафора этого драматического сюжета понятна, слово «манкурт» шагнуло за рамки произведения и стало понятием. Манкурт – это человек, не признающий своих корней, отталкивающий и презирающий связи с прошлым, со своей землей, родиной, родными.
Новый спектакль бурятского театра драмы «Манкурт» – не первая сценическая интерпретация этой легенды на постсоветском пространстве. Но для бурятского театра, для искусства и культуры Бурятии, для бурятского народа именно сегодня тема, поднятая в спектакле, становится особенно актуальной. Не случайно режиссер- постановщик и автор драматургической композиции по произведению Айтматова, Олег Юмов, идентифицирует персонажей произведения, как бурят-монголов.
Идею сценического произведения выражают слова матери главного героя: «…можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека…». Ведь самое святое и незабвенное, что есть у человека – память о прошлом и близких людях. Обращаясь к старинному преданию, театр своей очередной премьерой ставит болезненный вопрос о том, что есть наше сегодняшнее настоящее? Ведь настоящее – это звено, которое состоит из прошлого и будущего. Но есть ли в нашем настоящем прошлое? И представлено ли в нем будущее? Простота этих вопросов самосознания – кажущаяся. А ответы на них – еще труднее…
Режиссер-постановщик «Манкурта» Олег Юмов – один из представителей режиссеров «новой волны», которая сегодня определяет будущее лицо театра России. Он востребован и успешен. Спектакли в его постановке идут в театрах Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Улан-Батора, Улан-Удэ… Постановки Олега: «Максар. Степь в крови» по мотивам трагедии Вильяма Шекспира «Макбет», «Возвращение» по рассказу Андрея Платонова, дипломный спектакль по роману Франсуа Рабле о приключениях Гаргантюа и Пантагрюэля - в разные годы номинировались на национальную театральную премию «Золотая маска».
Художник-постановщик «Манкурта» – Шагдарсурэн Тэгшбаяр, монгольский художник театра и кино, арт-директор студии «June Priduction». Спектакли «Старик и море» и «Манкурт» – его первая работа в России. Помощник режиссера - Дарима Дамдинова, сообщает пресс-служба министерства культуры РБ.
Сегодня в Улан-Удэ состоится премьера спектакля «Манкурт»
Спектакль «Манкурт» поставлен по отрывку из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день».
visibility 395