В Бурятском театре драмы состоится премьера спектакля "Манкурт"

Спектакль «Манкурт» поставлен по отрывку из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Согласно легенде, во время войн среди кочевников одно племя делало из пленников манкуртов – безвольных рабов.

visibility 418
Спектакль «Манкурт» поставлен по отрывку из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Согласно легенде, во время войн среди кочевников одно племя делало из пленников манкуртов – безвольных рабов.

На бритую голову пленника надевали шири – кусок шкуры только что заколотого верблюда. Связывали руки и ноги, чтобы он не мог ни снять эту «шапку», ни коснуться головой земли, и оставляли под палящим солнцем в степи. По мере высыхания шапка сдавливала череп – кто-то погибал от невыносимых мук, кто-то сходил с ума, а тот, кто выживал, – начисто лишался памяти. Всё самое дорогое: кто он, откуда, родина, мать, отец, собственное имя – всё забывалось, и человек становился идеальным рабом. Герой Айтматова, став таким манкуртом, убивает собственную мать, которая нашла его в степи и попыталась увезти из плена.

Метафора этого драматического сюжета понятна, слово «манкурт» шагнуло за рамки произведения и стало понятием. Манкурт – это человек, не признающий своих корней, отталкивающий и презирающий связи с прошлым, со своей землей, родиной, родными.

Новый спектакль бурятского театра драмы «Манкурт» – не первая сценическая интерпретация этой легенды на постсоветском пространстве. Но для бурятского театра, для искусства и культуры Бурятии, для бурятского народа именно сегодня тема, поднятая в спектакле, становится особенно актуальной. Не случайно режиссер- постановщик и автор драматургической композиции по произведению Айтматова, Олег Юмов, идентифицирует персонажей произведения, как бурят-монголов.

Идею сценического произведения выражают слова матери главного героя: «…можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека…». Ведь самое святое и незабвенное, что есть у человека – память о прошлом и близких людях. Обращаясь к старинному преданию, театр своей очередной премьерой ставит болезненный вопрос о том, что есть наше сегодняшнее настоящее? Ведь настоящее – это звено, которое состоит из прошлого и будущего. Но есть ли в нашем настоящем прошлое? И представлено ли в нем будущее? Простота этих вопросов самосознания – кажущаяся. А ответы на них – еще труднее…

Режиссер-постановщик «Манкурта» Олег Юмов – один из представителей режиссеров «новой волны», которая сегодня определяет будущее лицо театра России. Он востребован и успешен. Спектакли в его постановке идут в театрах Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Улан-Батора, Улан-Удэ… Постановки Олега: «Максар. Степь в крови» по мотивам трагедии Вильяма Шекспира «Макбет», «Возвращение» по рассказу Андрея Платонова, дипломный спектакль по роману Франсуа Рабле о приключениях Гаргантюа и Пантагрюэля - в разные годы номинировались на национальную театральную премию «Золотая маска».

Художник-постановщик «Манкурта» – Шагдарсурэн Тэгшбаяр, монгольский художник театра и кино, арт-директор студии «June Priduction». Спектакли «Старик и море» и «Манкурт» – его первая работа в России. Помощник режиссера - Дарима Дамдинова, сообщает пресс-служба министерства культуры РБ. 

Все свежие новости

Яндекс.Метрика