В центре буддизма России прошла научно-практическая конференция, посвященная истории дацанов ононских хамниган

Более 100 представителей этого этноса, родственного бурятам, даурам, халха, баргутам, обсудили вопросы истории, этнографии, языка и фольклорного наследия хамниган, ныне проживающих в России, Монголии и Китае

visibility 154

 Монголы, разговаривающие на древнем диалекте, которые после Джунгарской войны и установления границ кочевали по реке Онон в Забайкалье - таково состоявшееся мнение историков о хамниганах. Еще задолго до бурят они исповедовали буддизм. 

  Бальжинима Дамбаев, корреспондент:

- Еще до признания буддизма официальной религией России указом императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году у ононских хамниган функционировали 6 войлочных дацанов. Первый же деревянный храм был построен в 1801 году и на протяжении 40 лет были построены еще 5 деревянных дацанов, а в Монголии также функционировали 2 дацана.

 Но в 30-х годах прошлого столетия красивейшие монастыри - центры духовности, науки, медицины были истреблены, а священнослужители - расстреляны или угнаны в ссылки. Свидетельством уничтожения буддийской веры на всей территории этнической Бурятии стала фотография Хужартайского дацана. Ныне он возрожден, пусть и не в прежнем виде, но его прихожане на этой конференции просили считать его восстановленным, таким образом, сейчас из 6 хамниганских дацанов в 4-х проводятся молебны. 

Валерий Семенов хамниган, житель с. Гунэй Агинского бурятского округа:

- Узонский дацан - более 10 лет функционирует, он продолжает работу Тарбагатайского дацана. Есть Токчинский дацан, там постоянный штат лам есть, работает. Гунэйский дацан построенный в 2008 году.

 С потерей своих дацанов хамнигане и сами чуть не растворились в соседних народах, часть из них ассимилировалась, сегодня в России насчитывается порядка 12 тысяч представителей, большая же часть - порядка 45 тысяч человек - проживает в соседней Монголии, три тысячи находятся в Китае - и на протяжении последнего века все эти люди пытались скрыть свою идентичность.

Санжаагийн Мунхжаргал, руковолдитель Центра хамниганских исследований Монголии:

- Скрывали, что хамниган - называли себя бурятом, халха-монголом, сегодня мы открыто сможем назвать себя хамниганом, сохранять свои традиции, развивать свою культуру - перевод начитать.

 Любовь Загдаева, уроженка с. Токчин Агинского бурятского округа:

- Народ, который имеет свою культуру, свой язык, свои обычаи и традиции, которые веками соблюдаются до сих пор и хотя нас мало, мы можем заявить, что мы - хамнигане.

   Вслед за духовным возрождением начинается и перерождение всего народа, к примеру, хамниганский словарь, который был  представлен на конференции делегацией Кыринского района Забайкальского края, решено дополнить и опубликовать.

Дамба Аюшеев, ХХIV Пандито Хамбо лама, Глава Буддийской традиционной Сангхи России:

- Я лично благодарен вам, хамниганам, прихожанам 6 дацанов, которые всю жизнь поддерживали Институт хамбо ламы, вы были казаками, вы были настоящими буддистами.

 Хамнигане, живущие в Бурятии - на границе Закаменского и Джидинского районов - также участвовали в научно-практической конференции, которая, к слову, в будущем может стать поворотной точкой в этногенезе хамниган.

Автор: Бальжинима Дамбаев

Оператор: Ринчин Павлов

Все свежие новости

Яндекс.Метрика