Катушки с нитками в ожидании своего часа. Звук швейных машин в этих стенах не затихает ни на минуту. Работа кипит уже несколько месяцев. На носу большая премьера -национальная опера «Эреэхэн».
Дмитрий Дылыков, директор Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова:
- Для создания спектакля будут использоваться разные какие-то формы и формы все в плане видеопроекций, экранов, было закуплено новое оборудование. Так же Даши Намдаков предоставил возможность использовать в спектакле его работу — это скульптура "Ясновидение", которая предстанет перед зрителями в размере 5 метров.
Как это будет выглядеть воочию, пока можно увидеть только на раскадровках. Нам их показали в порядке исключения. Огромная скульптура, обрамленная гигантскими косами, будто парит в воздухе. По замыслу режиссера, спектакль поставлен в монохроме. Потому художники намеренно отказались от ярких оттенков, как в декорациях, так и в костюмах.
Сэсэг Дондокова, художник-постановщик Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова:
- Такие рваные структуры здесь. Да это больше относится к животному миру, темному, потому они у нас такие темные, мохнатые. Здесь будут ещё такие шапки.
Противостоит темной стороне всегда светлая. Чтобы передать её легкость и чистоту мастерам пришлось потрудиться.
Татьяна Малых, заведующая пошивочным цехом Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова:
- Вот это вот эскиз, а вот это то, что мы соответственно эскизу сотворили и здесь видите да, каждая вот эта ниточки пришита ручками.
Постановка спектакля — это одно из культурных событий в рамках столетия Бурятии. На создание национальной оперы были выделены средства из федерального бюджета. Поддержку оказал и Минкульт республики. В основе сюжета - реальная история о походе бурят к Петру I. События происходили более трехсот лет назад, потому перед художниками стояла непростая задача- не только воссоздать атмосферу тех времен, но и при помощи декораций и костюмов передать характер героев.
Заливают, изготавливают на 3Д принтере, сверлят и пилят. К запаху клея и пластика работники бутафорского цеха давно привыкли. Реквизиторы воплощают в жизнь самые сложные декорации.
Бимба Батмух, мастер бутафорского цеха Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова:
- Мы же сначала думаем какой материал использовать потом надо рассчитать. 50 процентов надо головой подумать, 50 процентов ручной работы.
С легкой руки этих мастеров на свет появляются ножи, клинки, элементы декора, украшения героев. Отличить от настоящих их практически невозможно.
Александра Захарова, корреспондент:
- Мастера все украшения создавали вручную, по эскизам Даши Намдакова. К примеру, этот амулет будет носить представитель темных сил, а вот это нагрудное украшение станет верным спутником главное героини Эрьехэн, именно оно будет защищать её на протяжении всего пути.
А вот в декорационном цехе царит тишина и покой. Художники погружены в процесс творчества. Кстати, это самый молодой цех. Задача непростая - создать эффект старины огромных сундуков.
Артем Ульянов, заведующий декорационным цехом Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова:
- Делаем некие трещины, какие-то потертости, губкой вот углы мы особенно растираем, надломы и такая получается дымка и рисунок глубже становится.
Работа мастеров похожа на священнодействие. С каждым мазком на бутафорских сундуках оживают лики божеств, изображения стихий и очертания природы.
Александра Захарова, корреспондент:
- Покорно ждут и своего часа и те самые косы, которые в будущем украсят сцену. На первый взгляд конструкция достаточно массивной и тяжелой, но на самом деле это не так, выполнены они из поролона, сделано это для того, чтобы конструкцию модно было легко подвесить на сцене, а в будущем удобно хранить.
Последние штрихи к большой премьере. Национальная опера впервые выйдет в свет уже в ноябре этого года. «Эреэхэн» обещает стать большим культурным событием в жизни республики.