Нужно ли проверять знания выпускников детсадов?

Участники Байкальского образовательного форума обсудили внедрение федерального государственного образовательного стандарта. В ходе дискуссии о мерах по модернизации дошкольного образования вновь рассматривался проект по введению аттестации для выпускников детских садов, который позволял бы оценить их готовность к школе. Какие изменения ждут систему дошкольного образования, выяснял наш корреспондент

visibility 375
В стандартах общего и профессионального образования контроль качества предоставляемых услуг проводится при помощи итоговой аттестации выпускников. Однако в текущей редакции федерального государственного образовательного стандарта для дошкольных учреждений понятие «готовность к школе» не сформулировано, и от проведения тестов было решено отказаться, рассказал кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета Игорь Шиян:

- Специалисты сошлись в итоге на том – да и в законе это представлено - что результаты не могут быть тем инструментом, той отправной точкой, по которой мы можем судить о выполнении стандарта. Совершенно неправомерно будет подвергать какому-то измерительному испытанию детей, во-первых, а во-вторых - также в силу особенностей дошкольного возраста совершенно неприемлемым является подход к оценке выполнения стандарта таким образом. 

В итоге решено, что оцениваться качество дошкольного образования будет по наличию условий, соответствующих стандарту. Так, не менее 60% занятий должны соответствовать обязательным федеральным компонентам. При этом педколлективам и руководителям не возбраняется внедрять дополнительные программы, в том числе – национальные и региональные, подчеркнул Игорь Шиян:

- Это в известной мере вызов, потому что мы всегда говорили о том, насколько нам трудно существовать в достаточно жестких рамках образовательных программ, которые имеют соответствующие грифы. Вот сейчас есть достаточно большое пространство для свободы, для творчества, для демонстрации собственного профессионализма, для постановки и реализации тех целей, которые мы считаем справедливыми и которые должны быть в дошкольном образовании.

При этом государство намерено финансировать только оказание тех образовательных услуг, которые перечислены в стандарте. А вот уход и присмотр за ребенком в детсаду в стандарт не вошли, поэтому не исключено, что родителям придется оплачивать их отдельно, пояснила заместитель директора «Института проблем образовательной политики «Эврика» Татьяна Шадрина: 

- Как минимизировать тот риск возможной социальной ситуации, которая возникнет в случае, если учредитель скажет о том, что, в соответствии с существующим законодательством, оплату за услугу по уходу и присмотру оплачивает родитель? Понятно, что это может быть социальный взрыв, и этого допустить нельзя. Мы по максимуму попытались включить все педагогические кадры в услугу по реализации образовательной программы.

Также участники форума предложили ввести в стандарт понятие предельно допустимой нагрузки на педагога, четко установив число детей, с которыми должен работать один воспитатель. Кроме того, они рекомендовали авторам стандарта оптимизировать нормативно-правовую базу для упрощения работы негосударственных дошкольных учреждений, и сделать положения документа более прозрачными и понятными для родителей дошколят.

Автор: Евгений Тищенко  

Все свежие новости

Яндекс.Метрика