В общеобразовательных организациях республики ведется планомерная работа по формированию функциональной грамотности школьников. Формирование функциональной грамотности реализуется педагогами во всех образовательных областях.
Основными этапами является следующее:
• создание образовательных маршрутов в соответствии с разделами программы;
• разработка методических рекомендаций;
• использование диагностического инструментария из Электронного банка заданий;
• отслеживание результатов.
Что же это такое и для чего она нужна?
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Основными направлениями формирования функциональной грамотности являются:
1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность
Сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений.
5. Креативное мышление
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений.
6. Глобальные компетенции
Наличие опыта глобальных компетенций предполагает, что ученик сможет эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях: заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития; управление поведением; открытость новому; эмоциональное восприятие нового.
Много говорят сегодня о функциональной грамотности школьников. Интересный подход к формированию функциональной грамотности предложил на конференции «Цифровая грамотность», проведенной на платформе Яндекс академик РАО Амосов А.Г. Он сказал, что «необходимо так собрать или так перенастроить образование, чтобы каждый мог жить в мире разнообразия, в мире сложности, в мире неопределенности… Мы должны не столько давать рецепты стандартных решений, сколько научить учиться, и учить ребенка быть готовым к изменениям и переменам».