Школьников обучат финансовой грамотности

Российские школьники пока отстают от своих сверстников из развитых стран по уровню финансовой грамотности. И пока не очень-то умеют даже планировать свои расходы.

visibility 416
Российские школьники пока отстают от своих сверстников из развитых стран по уровню финансовой грамотности. И пока не очень-то умеют даже планировать свои расходы.

В том числе и поэтому в российских школах уже в грядущем учебном году начнутся специальные уроки по повышению финансовой грамотности. Это часть национальной стратегии, которую Минфин реализует вместе со Всемирным банком.

О том, как в России будут учить финансовой грамотности взрослых и детей рассказал директор департамента международных финансовых отношений Министерства финансов РФ Андрей Бокарев.

Андрей Андреевич, Минфин и Всемирный банк сейчас реализуют в десяти российских регионах проект по повышению уровня финансовой грамотности населения. По сравнению с другими странами, насколько компетентны россияне в финансовых вопросах?

Андрей БОКАРЕВ: Мы, конечно, отстаем от лидеров в вопросах финансовой грамотности, а это Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, отчасти Канада.

Но, например, по данным только что обнародованного в Париже масштабного исследования финграмотности 15-летних школьников из восемнадцати стран, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития, Россия по уровню финансовой грамотности находится по соседству с США, располагаясь строчкой ниже. А ведь в это исследование попали преимущественно развитые страны ОЭСР.

Так что я бы не стал посыпать голову пеплом. Однако России присущ ряд особенностей, которые не могут не тревожить.

Так, уровень понимания финансовых услуг у школьников из крупных городов значительно выше, чем в малых городах и сельских поселениях. На Западе этот разрыв тоже существует, но он незначителен.

Оказалось, что наибольшие затруднения у российских подростков связаны с планированием расходов. Вот по этому показателю наше общество серьезно отстает от развитых стран, где приблизительно половина населения старается формировать проект своего бюджета.

У нас вряд ли хотя бы в каждом десятом домохозяйстве задумываются над своими расходами, формированием "подушки безопасности" на черный день и представляют, что семья сможет себе позволить из крупных покупок, скажем, через три месяца.

Наверное, потому, что в России слишком многие живут от зарплаты до зарплаты и от одной пенсии до другой.

Андрей БОКАРЕВ: Так при ограниченных ресурсах особенно важно проанализировать, на что уходят средства в семье.

Поэтому, кстати, наш проект по повышению финансовой грамотности ориентирован именно на население с низким и средним уровнем дохода. Если "разложить" расходы среднестатистической семьи за месяц, то оказывается, что целый ряд затрат был необязательным или легко мог быть сокращен.

Другая специфическая особенность российского общества: наши граждане склонны к переоценке уровня своей финансовой грамотности. Достаточно большая часть населения полагает, что обладает необходимыми знаниями, и после кризиса 2008-2009 годов таких людей стало только больше. В то же время, если предложить им достаточно элементарный набор вопросов в этой области, далеко не на все из них они смогут ответить. С этим связан и серьезный уровень недоверия людей и к банковскому сектору, и к продуктам финансового рынка, идущий из 1990-х годов.

А вы считаете, что это недоверие необоснованно?

Андрей БОКАРЕВ: Я имею в виду, что люди даже не пытаются получить какую-то информацию или приобрести собственный опыт в этих вопросах, а отталкиваются от того, что их все равно обманут и деньги они свои потеряют. С другой стороны, треть россиян, как показывают опросы, полагают, что независимо от тех решений, которые они примут по инвестированию своих сбережений, какими бы рискованными они ни были, государство в любом случае обязано им компенсировать возможные потери.

И при этом люди плохо осведомлены о своих правах и о том, как их можно защитить. Две трети потребителей финансовых услуг при нарушении их прав или неудовлетворенности качеством услуг никуда не обращались с жалобами или требованием компенсации. Они не верят ни в систему регулирования в этой области, ни в способность государственных органов отстоять их интересы. Очевидно, что это не самая позитивная картина, и мы намерены ее менять. Нужно разъяснять людям их права и возможности, и по своей подаче эта информация должна быть доступна каждому. Поскольку, скажем так, далеко не всегда язык законов и инструкций понятен даже профессионалам.

Россия входит в число стран, осознавших в последние 20 лет необходимость решать проблемы финансовой грамотности. По данным ОЭСР, уже свыше 50 государств находятся на различных стадиях подготовки или реализации национальных стратегий в этой области.

Российская национальная стратегия по повышению финансовой грамотности должна стать одним из результатов проекта Минфина России и Всемирного банка. До запуска этой программы в России не было опыта работы в этой области на системной, государственной основе, а одного опыта других стран недостаточно. Подготовка стратегии начнется осенью, и после двух-трех раундов обсуждений мы представим ее на утверждение в Правительство. В документе будут прописаны долгосрочные ориентиры в части совершенствования законодательства, информирования населения, образовательных программ.

Означает ли это, что в школьную программу будет включен курс финансовой грамотности?

Андрей БОКАРЕВ: Мы это предполагаем, и в предстоящем учебном году такой курс будет апробирован в ряде школ, со второго по одиннадцатый классы. При этом мы понимаем, что школьники перегружены программой, поэтому это будет курс по выбору. Минфин России готов предоставить разработанные материалы не только участникам проекта, но и всем заинтересованным регионам, если появится дополнительный спрос.

Прорабатывается и другой подход - включение отдельных аспектов курса финансовой грамотности в традиционные предметы школьной программы. Самый очевидный вариант - задачи по математике. На наш взгляд, можно не только вычислять, за сколько времени наполнится бассейн, но и решать задачи на примере семейных трат и планирования бюджета.

Регионы сами определят, в каком объеме будут представлены в их школах курсы финансовой грамотности. По итогам этого эксперимента нам важно узнать мнение педагогов и родителей. Кстати, опыт ряда стран показывает, что под влиянием вопросов школьников над своей финансовой грамотностью приходится задумываться и родителям.

Мы стараемся охватить максимальную аудиторию. Подготовлен курс для воспитанников детских домов, учитывающий ту жизненную ситуацию, в которой они растут. Для них знакомство с основами финансовой грамотности особенно важно, потому что зачастую по выходе из детских домов им не к кому обратиться за советом и поддержкой. Кроме того, завершается разработка курсов для вузов, для взрослого населения и для обучения на рабочих местах. Кстати, пилотные программы проведены для сотрудников ряда предприятий, например, на Новолипецком металлургическом комбинате.

Я надеюсь, что в конечном итоге общество придет к понимаю того, что базовые знания в области финансовой грамотности - это часть "джентльменского набора", которым должен обладать каждый, независимо от своего пола, образования, профессии, возраста и социального положения. 

Источник: Российская газета

Фото: yamobi.ru

Все свежие новости

Яндекс.Метрика