Молодые специалисты Бурятии в поисках работы
Врачи - в строительстве, учителя - в торговле, инженеры - в бизнесе. Рынок трудоустройства Бурятии зачастую диктует свои правила. Так, по данным прошлого года, всего 50% выпускников пошли работать по специальности. Кроме того, продолжается и отток молодых специалистов.
Поступить в университет – главная мечта каждого одиннадцатиклассника. Вот только насколько она оправдана, станет ясно лишь по окончанию 5 курса. Ведь нередко выпускники с высшим образованием вынуждены работать в иных сферах. Так, в прошлом году, по специальности трудоустроились около 50% выпускников. К примеру, в БГУ эта цифра достигла 97%. И всего 3% работают не по специальности. Вот только школы продолжают испытывать нехватку молодых кадров, такая же ситуация в здравоохранении. Неохотно молодые люди выбирают педагогическую деятельность, в погоне за длинным рублем и престижем. А кто-то продолжает учебу в крупных регионах страны.
Алдар Дамдинов, министр образования и науки Бурятии:
- Наша задача создавать возможности для наших выпускников. Конечно, многие из них продолжают учебу, сегодня после окончания 2-хуровненвая система, бакалавриат и магистратура. Есть ребята, которые поступают в аспирантуру и докторантуру в других регионах. Мы считаем, что это нормальная практика, с учетом, что эти ребята должны вернуться в республику.
Однако, в поисках более выгодных предложений, возвращаются немногие. Арсалан Батомункуев заканчивает 5 курс. Но без пяти минут дипломированный филолог уже решил, что продолжит свое образование в северной столице.
Арсалан Батомункуев, выпускник БГУ:
- Хочу продолжить обучение по специальности «Преподавание русского языка как иностранного». Я хочу переехать в Санкт-Петербург, попробовать поступить либо в СПбГУ, либо в Университет им. Герцена.
А вот вернется ли молодой человек на малую Родину – большой вопрос. Так называемая «утечка мозгов» все еще имеет место быть. Уезжать или оставаться – личное дело каждого. Однако различные проекты, гранты и программы уменьшают число молодых «эмигрантов». Равно как снизился и диссонанс между тем, что требовала экономика и тем, что готовили ВУЗы и ССУЗы. Так, в ближайшие 15 лет будут востребованы специалисты по разработке стекольных продуктов и развитию нанопроизводства, эксперты по цифровым проектам. А вот в школах появится ментор стартапов, который научит детей предпринимательству. Что, по мнению специалистов, позволит определяться с будущей профессией еще со школьной скамьи, а не после окончания ВУЗа.
Автор: Анна Дергаусова
Оператор: Бато Гармын, Евгений Жамцуев