ВТБ готов поддержать в Бурятии проект по строительству жилья для сирот

Об этом заместитель президента-председателя правления банка ВТБ Михаил Осеевский заявил во время визита  в Улан-Удэ. Здесь он провел ряд встреч и переговоров, в том числе с главой республики Вячеславом Наговицыным.

visibility 355
Об этом заместитель президента-председателя правления банка ВТБ Михаил Осеевский заявил во время визита в Улан-Удэ. Здесь он провел ряд встреч и переговоров, в том числе с главой республики Вячеславом Наговицыным. О перспективах сотрудничества с правительством Бурятии Михаил Осеевский рассказал в интервью ГТРК "Бурятия".

- Михаил Эдуардович, какие перспективы сотрудничества обсуждались на встрече с главой республики?

- Первое - это поддержка частных проектов по созданию новых предприятий в регионе. У правительства есть взгляды в каких направлениях может развиваться экономика: это создание химико-фармацевтического кластера, предусматривающего все этапы создания лекарств, в том числе, по рецептуре тибетской медицины. Идея в том, чтобы использовать потенциал Бурятии как экологически чистого региона. Мы договорились о том, что наладим контакты с людьми, которые занимаются созданием таких кластеров. А в дальнейшем эксперты дадут оценку: возможна ли реализация подобного проекта в Улан-Удэ или нет. У регионального правительства есть мысли по привлечению в Бурятию компаний - производителей стройматериалов, целого ряда других направлений. Есть планы по созданию индустриально-промышленного парка. Мы договорились о том, что мы готовы поучаствовать и в экспертизе этих проектов. И если они нам будут интересны, то и в их финансировании. Мы работаем с целым рядом аналогичных историй в других регионах. В частности, в Петербурге – в особой экономической зоне очень большой фармацевтический кластер, там мы работаем со многими российскими и зарубежными компаниями, и имеем в этой области большой опыт. И вторая часть нашей беседы о перспективах сотрудничества с главой республики состояла в обсуждении тех проектов, где мы могли бы вместе с правительством финансировать какие-то проекты по модели частно-государственного партнерства.

- Расскажите подробнее, какие проекты предлагает для инвестирования банку правительство Бурятии.

- Мы обсудили возможности финансирования проектов по модернизации системы теплоснабжения поселений Бурятии. Сейчас будем ждать бизнес-планы. Действительно, как показывает и наша практика, и практика многих компаний, замещение старого, очень неэффективного оборудования позволяет существенно снизить издержки, потери, и это при фиксации тарифа является источником возврата заявленных средств. Поэтому эта модель в принципе работает. Естественно, ее нужно очень тщательно продумать и если мы увидим, что она реализуема, то вместе с региональной управляющей компанией ЖКХ пойдем в какие-то проекты.

- Но риски кредитования в сфере ЖКХ достаточно высокие. В чем Вы видите опасность в таких проектах?

- Есть два риска в таких проектах. В первую очередь, это риск самой экономической модели. Она должна предусматривать, как минимум, не снижение тарифа, а в большинстве случаев - какой-то рост в пределах того, который будет установлен государством. Потому что мы хотим вернуть свои деньги назад, а источником может быть только снижение себестоимости. В некоторых случаях такого снижения недостаточно, и требуются какие-то бюджетные расходы для того, чтобы мы - как кредиторы - получили свои деньги. Поэтому первый риск в том, что сама модель в силу каких-то обстоятельств, например, с изменениями в тарифном регулировании, поменяется. И второй риск связан уже с компетенциями самой компании, которая должна его технологически реализовать. Существует опасность, что компания выберет неправильный проект или закупит не то оборудование, или не так его соберет или, что еще хуже, эти деньги будут расходоваться нецелевым образом. Поэтому и компания должна быть понятная, прозрачная, с людьми, которые уже реализовывали подобные проекты, и сама модель должна быть тщательно проанализована. Мы внимательно смотрим: насколько глубока проработка экономической модели, и технологической части проекта.

- На встрече с главой республики шел разговор и о кредитовании строительства социального жилья для сирот. Будет ли поддержан этот проект?

- Мы поговорили о возможности финансирования строительства социального жилья, в первую очередь, для детей-сирот. Мы можем предоставить средства на несколько лет для того, чтобы республика потом последовательно с нами расплатилась. Естественно, здесь требуется очень сильная строительная компания, которая взяла бы на себя все эти риски, которые мы могли бы профинансировать.

- А в чем социальность этого проекта?

- Есть полторы тысячи сирот, которым по закону нужно предоставить жилье. Для этого нужны деньги, а денег на всех уровнях бюджета не хватает. Поэтому правительство на конкурсной основе выбирает компанию, которая должна будет построить это жилье. Мы прокредитуем и заключим с нею контракт, например, на 5 лет. При этом в контракте будет предусмотрено, что это жилье должно быть построено за год. Т.е. через год уже туда ребята заедут, и потом в течение 4 лет правительство с компанией будет рассчитываться с банком. Идея основная в том, чтобы эти дети получили жилье не через 5 лет, а через год.

- Какие еще возможные стороны сотрудничества с региональным правительством в Бурятии?

- На встрече с главой республики мы рассказали о нашем опыте реализации государственно-частных проектов в области транспортной инфраструктуры. Так, через 2 месяца мы введем новый аэропорт в Петербурге. Это первый проект, реализуемый по схеме концессии: мы управляем аэропортом "Пулково" в полном объеме вместе с нашими партнерами – в первую очередь с Франкфуртским аэропортом, и знаем, как такие проекты реализовываются. Мы сейчас реализуем несколько проектов в области дорожного строительства – это платная дорога в Петербурге. На днях мы подпишем соглашение с правительством Удмуртии о финансировании проекта моста через Каму. Мы работаем вместе с правительством Хабаровского края над проектом строительства платной кольцевой дороги вокруг Хабаровска. И поэтому эти компетенции готовы предложить и в Бурятии. В частности, мы договорились, что порассуждаем о возможности строительства еще одного моста через реку Уду в Улан-Удэ. Понятно, что у государства не хватает денег на создание полномасштабной инфраструктуры и как вариант решения – создание платных объектов с приемлемым уровнем для населения это, конечно, альтернатива.

- Как вы оцениваете работу вашу регионального офиса в Бурятии?

- По экономическим показателям он - один из лучших в нашей региональной системе. Мы работаем практически на всей территории России, и почти по всем показателям находимся на второй позиции, может быть, уже скоро будем на первой. Мы работаем со многими компаниями, и с очень крупными, такими как У-УАЗ. Но для нас очень важно, что в Бурятии у нас сильные позиции в работе с региональным бизнесом. Вообще, наши инвесторы – как федеральное правительство, так и частные компании, хотят, чтобы структура бизнеса ВТБ была диверсифицирована: чтобы мы работали не только с крупными компаниями, российскими, глобальными, международными, но и с региональными. Потому что видно, что такие частные компании с выручкой в несколько миллиардов рублей - они прошли через все кризисы, динамично развиваются, у них есть стратегии, они даже в условиях нынешней экономической неопределенности по-прежнему планируют развитие, движение вперед и в каком-то смысле являются драйверами развития многих регионов. В Бурятии много таких компаний. 

Мы создали здесь очень крупный центр операционной поддержки. Их всего 3 в банке и здесь в Улан-Удэ наш центр, который обслуживает все наши транзакции в Сибири и на Дальнем Востоке. Естественно, это налагает на сотрудников, на руководителей центра очень большую ответственность. Мы вложили сюда большие средства, центр очень хорошо технологически оснащен, может работать в самых экстремальных условиях. И люди начинают работать тогда, когда просыпаются наши клиенты в Петропавловске-Камчатском и заканчивают, когда завершают работу в Омске, Томске, Кемерово. И по мере развития нашего бизнеса объем нашей активности будет увеличиваться.

- Во время визита в Улан-Удэ вы побывали на авиазаводе. О чем удалось договориться с руководством предприятия?

- Банк ВТБ является основным банком по обслуживанию гособоронзаказа и контрактов по внешнеэкономической деятельности. Мы очень глубоко и серьезно понимаем все нюансы, все особенности работы таких предприятий. Поэтому пообсуждали и текущую деятельность, и среднесрочные перспективы работы. Видно, что завод работает эффективно, загружен на несколько лет. И мы хотели бы поддержать дальнейшую модернизацию для того, чтобы завод был более эффективным, более конкурентоспособным, в первую очередь на глобальных рынках, на которых он успешно продвигается на самых разных континентах.

- Готов ли ВТБ вложить в предложенные инвестпроекты Бурятии необходимые 452 миллиарда рублей?

- Активы группы превышают сегодня 8 триллионов рублей. Нас не пугают ни единицы миллиардов, ни десятки миллиардов, важно, чтобы были качественные проекты, качественные компании, которые будут реализовать. Потому что все проекты будут реализовывать в итоге люди, какие-то юрлица. Нам бы хотелось финансировать средние и долгосрочные в нашей российской трактовке проекты, сроки 3, 5, 7, 10 лет. Потому что там все время - работа с оборотным капиталом. Это уже такая практика, которая не вызывает ни у кого проблем. А вот профинансировать что-то более серьезное могут уже не все банки в силу структуры их пассивов. И у нас тоже нет 10-летних денег, и 5-летних депозитов нет, и семилетних, и трехлетних нет. Но у нас есть большой капитал, из которого мы финансируем такие проекты, у нас есть большие остатки на счетах, которые создают большую "подушку", часть из которых можно считать "длинными" деньгами.

- Спасибо Михаил Эдуардович, что ответили на наши вопросы. 

Все свежие новости

Яндекс.Метрика