Специальный репортаж. Как менялась Бурятия за 20 лет

За последние годы по темпам роста промышленного производства Бурятия стала первой на Дальнем Востоке и седьмой в России

visibility 135

Бурятия прошла большой путь трансформации. К началу двухтысячных годов регион за Байкалом уже активно участвовал в построении рыночно-ориентированной экономики. Но не все смогли встать на новые рельсы - 16 крупных предприятий республики свернули своё производство и закрылись. После первых лет разрухи и кризисов постсоветской истории, что неизбежно при таком резком переходе из одной экономической системы в другую, в республике начали намечаться устойчивые тенденции стабильности и экономического роста.

Но на местах ликвидированных предприятий появились 27 новых, так как политика Правительства страны была направлена на создание условий по увеличению промышленного производства, объёмов инвестиций и как итог – рост внешнеторгового оборота. Ярким примером служит авиационный завод в Улан-Удэ, получивший зарубежный заказ на производство вертолетов МИ-171. Сегодня промышленный гигант уверенно держит курс на расширение и развитие продукции.

Алексей Козлов, генеральный директор АО «У-УАЗ» холдинга «Вертолеты России» ГК «Ростех»:

- Мы являемся производителями вертолетов, которые будут в том числе решать все задачи. И транспортные, для перевозки пассажиров, доставки грузов.

Другие крупные предприятия также возобновили свою деятельность после периода, близкого к полной остановке. И это тоже результат правительственной работы по укреплению экономике страны.

Алексей Цыденов, Глава Бурятии:

- У нас увеличился заказ на авиазаводе, на приборостроительном объединении, у нас расширяется поток на Восточном полигоне, локомотивовагоноремонтному заводу больше работы, у нас мебельные производства вырастают потому что мы тоже больше своего начинаем закупать. 

За последние годы по темпам роста промышленного производства Бурятия стала первой на Дальнем Востоке и седьмой в России.  

Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации:

- Вы здесь, конкретно на этом заводе, занимаетесь тем, чтобы, в том числе, помочь стране выполнить задачи, которые перед ней стоят. Особенно в условиях беспрецедентного санкционного давления.

За последние два десятилетия дорожная инфраструктура республики пережила бурное развитие. В этот период началось федеральное финансирование ремонта и строительства новых транспортных артерий - всего введено в эксплуатацию почти 2000 км и 95 мостов. В порядок привели дороги регионального значения и дорожную сеть Улан-Удэнской городской агломерации.

Александр Гоге, министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии:

- Раньше у нас дорога вообще не имела асфальтобетонного покрытия, дорога была 4 категории. В рамках реконструкции у нас соответственно появилась возможность устройства капитального типа дорожной одежды из асфальтобетона.

По качественным дорогам запустили новый общественный транспорт, в частности, «Волгобасы», которые поступили в Улан-Удэ в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Улан-Удэ пополнил свой автопарк ста тридцатью восьмью новыми автобусами. Появление больших и современных автобусов на муниципальных маршрутах привело к сокращению вдвое количества жалоб от жителей удаленных микрорайонов города.  Частные перевозчики были не заинтересованы в обслуживании этих направлений. 

Ольга Архипова, заместитель председателя Комитета по транспорту министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии:

- Планируем обновлять не только город Улан-Удэ, а всю территорию республики.

У горожан вновь стал набирать популярность городской трамвай. За многие десятилетия впервые провели ремонт рельсовых путей, закуплены современные вагоны. Комфортным транспортом теперь можно добраться не только в разные районы города, но и другие регионы Дальнего Востока благодаря авиасообщению. Ранее из Улан-Удэ до Владивостока приходилось добираться на поезде несколько дней, а сегодня их соединил прямой рейс Единой Дальневосточной компании «Аврора» и теперь на дорогу уходит 4 часа – столько длится полёт.

Полёты стали доступны и по стоимости. В Бурятии на сегодняшний день государством субсидируются  практически все региональные воздушные направления. Авиакомпания «Аврора» выполняет авиарейсы из столицы Бурятии в Красноярск, Владивосток, Хабаровск, остров Ольхон на Байкале и Якутск. Другими авиакомпаниями также по льготным билетам можно улететь в Москву, Благовещенск, Южно-Сахалинск, Иркутск, Томск, Красноярск, Новосибирск и даже в Сочи.

В июне 2019 года жители всех населенных пунктов Бурятии получили доступ к цифровому телевизионному вещанию. Строительство телевышек – это государственный проект, который устранил информационное неравенство между городскими и сельскими телезрителями. Цифра пришла в каждый дом. Два мультиплекса включают двадцать телеканалов в высоком качестве и три радиостанции совершенно бесплатно. 

Михаил Молчанов - начальник отдела оперативного управлению сетью филиала ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Бурятии»:

- Каков охват вещания?

- Охват в данный момент составляет 97, 46 процентов.

Инфраструктура прогрессировала: мобильные телефоны вышли из категории роскоши, что вызвало необходимость в усовершенствовании телекоммуникационных систем. В рамках государственной программы по сокращению цифрового неравенства, современные средства связи и доступ к интернету начали появляться в наиболее отдаленных и малых селах республики. По программе устранения цифрового неравенства в Бурятии удалось обеспечить связью 58 таких сёл.

Светлана Кучинская, местный житель:

-  У меня сын живет в Ростове, я могла только звонок сделать, а теперь мы общаемся по видеосвязи, теперь я могу видеть внука каждый день.

Сначала возрождалась, а потом и развивалась строительная отрасль. 2 миллиона квадратных метров жилья удалось ввести в эксплуатацию всего за последние пять лет. Это позволило расселить 6000 жителе из аварийного фонда. Также в республике завершена работа по восстановлению прав обманутых дольщиков.

Елена Кудинова:

- Долгожданный подарок, надеюсь, что мы будем жить там очень дружно, весело, будет уютно,тепло и мы очень рады.

Не забыли и о благоустройстве. Федеральное финансирование позволило преобразить почти тысячи жилых дворов и ещё 600 общественных территорий.

Куда более масштабные финансовые вливания получила инфраструктура региона: второй Байкальский тоннель, который позволил увеличить пропускную способность БАМа в 2,5 раза. Главный воздушный порт Бурятии получил статус “Пятой степени свободы” после модернизации взлётно-посадочной полосы, которая теперь может принимать все типы современных воздушных судов. Сам же аэровокзальный комплекс аэропорта “Байкал” получит новое здание. 

Дмитрий Гармаев, генеральный директор Международного аэропорта «Байкал»: 

- Это комфорт, то есть телескопические трапы они дают возможность людям не накидывать куртки, не простужаясь, не перепрыгивая из вокзала в автобус, сразу попасть на борт самолета, это, конечно, в первую очередь, комфорт, в наших суровых зимних условиях, я думаю, что это очень актуально.

Бурное развитие получило и сельскохозяйственное направление. В наши дни Бурятия входит в тройку лидеров рейтинга регионов Дальнего Востока по приросту продукции. Если в начале двухтысячных по республике насчитывалось всего 200 предприятий, то уже к сегодняшнему дню это цифра увеличилась почти в 10 раз. И это, не считая личные подсобные хозяйства. Постепенно расширялись площади сельхозугодий. Всю натуральную продукцию перерабатывают 400 предприятий пищевой промышленности, а её объёмы удалось увеличить в 11 раз. 

Галсан Дареев, заместитель Председателя Правительства РБ - министр сельского хозяйства и продовольствия Бурятии:

- Что хорошо - имеется федеральная поддержка, 50% всех затрат можно возместить в рамках этой программы.

Благодаря господдержке агропредприятия сумели обновить парк техники и оборудования, увеличить объёмы выпускаемой продукции. Кроме того, восстановлена государственная племенная служба республики, благодаря чему в наши дни регион удерживает лидерские позиции по животноводству на Дальнем Востоке. 

Сергей Федотов, исполнительный руководитель ООО "Победа":

- Добиваются лучших результатов, используя эти породы производителей на своем поголовье.

Развивать и оказывать поддержку начали новому для региона направлению – организованный туризм. За два десятилетние число предприятий в отрасли увеличилось в 5 раз. Были разработаны специальные маршруты и запущены чартерные туристические рейсы из Москвы.  Это помогло увеличить турпоток в 3,5 раза и повысить доход от индустрии отдыха в 45 раз. Для инвесторов создана особая экономическая зона «Байкальская гавань». Сейчас на этой территории свои проекты реализуют три резидента.

Алдар Доржиев министр туризма Бурятии:

- Если в ближайшие годы эта инфраструктура будет создана здесь, на территории ОЭЗ "Байкальская  гавань", конечно же, мы думаем,что туристы будут обеспечены комфортным отдыхом. 

С началом 2000-х годов все ранее действующие меры поддержки не только сохранились, но и производилась индексация их размеров. Начала погашаться накопившаяся задолженность по пособиям на детей. После вступление республики в Дальневосточный федеральный округ и началом реализации национального проекта «Демография» введены целый ряд новых выплат семьям с детьми, размер которых определяется, исходя из прожиточного минимума на ребенка и ежегодно индексируется. Таким образом, социальная поддержка семей с детьми увеличилась с 6 до 30 видов различных выплат и льгот.

Школьники Бурятии получили 40 новых и современных учебных заведений. Здания возводились не только в Улан-Удэ, но и в отдалённых сельских районах. Благодаря этому удалось решить проблему с аварийными зданиями и ликвидировать обучение в три смены, которое ранее было крайне неудобным и затрудняло образовательный процесс. Теперь ученики могут получать знания в комфортных условиях, используя современные технологии и оборудование. 

Алексей Цыденов - Глава Бурятии:

- Это огромный вклад в развитие нашей республики, нашей страны. Наши дети получают лучшие условия.

Построено и введено в эксплуатацию тридцать восемь детских садов. Эти меры позволили существенно сократить многотысячную очередь в дошкольные образовательные учреждения. Благодаря этому, дети младшего возраста получили возможность посещать детские сады, развивать свои способности в безопасных и благоприятных условиях.

Зоригма Бабуева, жительница с. Хамней:

- Мы сегодня прямо с утра побежали на открытие. Он уже где-то здесь бегает, играет, радуется.

Поддержку получило и здравоохранение Бурятии. Построено 118 новых объектов, среди которых хирургический корпус детской больницы, перинатальный центр, поликлиника онкологического диспансера, центр ядерной медицины, современная поликлиника в Тарбагатайском районе. А ещё отремонтировали 74 ветхих зданий. Каждое из них получило современное медицинское оснащение, обновили парк спецавтотранспорта на 477 единиц.

Татьяна Голикова, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:

- Регионам предстоит решить задачу обеспечения системы здравоохранения, в том числе  учреждения которые мы сегодня открываем, квалифицированным персоналом .

На объектах культуры была проделана колоссальная работа. Помимо строительства и реконструкции 169 зданий, были проведены капитальные работы в Национальной библиотеке. Началось строительство Центра культурного развития в Кабанском районе. Благодаря господдержке укрепили спортивную базу: были построены единственный в России крытый лукодром, Центр гиревого спорта и региональный центр единоборств “Патриот”. Также были открыты биатлонный комплекс “Снежинка” и физкультурно-оздоровительный комплекс в селе Максимиха. Всего было построено и модернизировано 96 спортивных объектов.

Развитие региона продолжится по всем направлениям, но особое внимание сейчас уделяется реализации долгосрочных мастер-планов, которые включают   комплексное социально-экономическое развитие Улан-Удэ и Северобайкальска, который  называют столицей Байкала. Когда-то на месте широких проспектов была сплошная тайга. Там где теперь стоят многоэтажки, располагались вагончики первопроходцев БАМАа. И вот спустя пятьдесят лет, новый виток в истории города. Среди основных проектов - аэропорт, мнoгoпpoфильный тexникyм, благоустройство центра, парков и создание новых туристических объектов. 

Жителям полумиллионного Улан-Удэ необходим современный центр города, поэтому мастер-планом  предусмотрели обновление жилищного фонда, строительство социальных объектов, благоустройство территорий, модернизация транспортной, коммунальной и туристической инфраструктуры. Возведение университетского кампуса на берегах Уды и Селенги. На стадии завершения и другие масштабные проекты. Среди них: третий мост в Улан-Удэ и региональный центр по хоккею. 

Алексей Цыденов, Глава Бурятии:

- Сейчас уже в рамках текущей ситуации  новые поручения Президента о том, чтобы происходило благоустройство дальневосточных городов. Мы делаем мастер-план Улан-Удэ и Северобайкальска и там тоже очень значимые мероприятия с большим объёмом финансирования.

С учётом разворота международного развития России на Восток, Бурятия играет важную роль в расширении торговых и внешнеэкономических связей.  Это даст дальнейший толчок для социально-экономического развития республики. 
 

Все свежие новости

Яндекс.Метрика