Шаманы из Китая, Монголии, Казахстана и Узбекистана, а также из регионов нашей страны приехали в Улан-Удэ, чтобы поклониться священному белому сулдэ Чингисхана. Впервые за пять столетий в России состоялся международный Тайлган Тэнгэрианства. Священную реликвию привезли из Внутренней Монголии и установили на западной стороне религиозного центра. Как прошел обряд, расскажет моя коллега Юлия Жамцуева.
Юлия Жамцуева, корреспондент:
- Около ста шаманов сегодня молятся за мир во всем мире и гармонию. Впервые в России за 500 лет проходит Тайлган Тэнгэрианства.
Этот уникальный обряд проходит в Бурятии впервые. Шаманы из Китая, Монголии, Казахстана, Узбекистана, а также Якутии, Тывы, Калмыкии, Иркутской области и Забайкальского края приехали в Улан-Удэ, чтобы поклониться священному белому "сулдэ" Чингисхана. По древним поверьям оно приносит мир и гармонию. Весной этого года его привезли в Бурятию из Внутренней Монголии.
Баир Цырендоржиев, верховный шаман религиозного центра "Тэнгэри":
- Это бесценная реликвия, которая вот она хранится того начала 1206 года именно в городе Ордосе. Хранителями является целое племя, род Дархат монголы. Они обязались Богдо Чингисхаану нести их божеств- онгонов - в пространстве и времени.
Реликвия состоит из восьми малых и одного большого сулдэ. Кузнецы - "дарханы" религиозного центра восстановили недостающие элементы. К примеру, один из них - "гриву" передали в дар коневоды Бурятии.
Обязательный ритуал окропления "сулдэ" молоком белой кобылицы. Шаманы своими молитвами восхваляют его, и тем самым просят процветания и защиты всего сущего. Каждое из девяти сулдэ "преклоняют" четырем сторонам света.
Продолжается ритуал священным "гороо" - обходом храма по кругу солнца.
После ритуала шаманы начинают так называемое "камлание". Для этого они погружаются в транс. Общение с духами происходит под звуки бубнов и колокольчиков, что помогает быстрее призвать их на землю.
Нарансэсэг Алтангэрлэ, потомственная шаманка (Внутренняя Монголия (Китай):
- Пусть конь удачи развивается и благополучие расцветает во всех сферах жизни. Чтобы все живущие под вечно синим небом монгольские народы жили в благоденствии.
Для общения с духами требуются специальные подношения. У каждого шамана на столах сладости, молоко, чай, печенье. Их количество строго соответствует обряду.
Мария Дагбаева-Ринчино, потомственная шаманка:
- Когда мы приняли сулдэ от народа дархатов, вместе с ними были приняты писания о том, как их следует почитать.
Четыре составляющие подношения, которые символизируют собой четыре стороны света и четыре благоденствия - это как четыре угла - четыре ноги, чтобы все было ровно и девять подношений молочной пищи.
Международный Тайлган проходит в течение двух дней. Сначала шаманы проводят большой молебен, а далее пройдут конференция с участием гостей церемонии и спортивные состязания.














